Dungeon Defenders — гибрид, порожденный эволюцией Tower Defense-жанра. Немного стратегия, немного ролевая игра и еще чуть-чуть экшен от третьего лица – творение Trendy Entertainment получилось крайне удачным не столько из-за синергии её компонентов (хотя не без этого), сколько благодаря правильно выбранному курсу на кооперативный мультиплеер.

Четыре игрока против тысяч монстров

Именно в онлайне Dungeon Defenders обретает логическую завершенность. Амплуа игроков – персонажи одного из четырех (пока что – еще два будут добавлены в ближайшее время) классов, каждый со своим отличительным стилем боя и набором защитных сооружений: охотница расставляет ловушки и мины, монах полагается на ауры и силовые поля, и только ученик с оруженосцем возводят старые добрые стены-баррикады и башни-турели.

То ли подсознательная тяга игроков строить именно классические «башни» и «стены», то ли из-за проблем баланса, но большинство игроков предпочитают классы оруженосца и ученика; значительно меньше – охотниц, и крайне редко удается встретить лысую голову монаха.

Несмотря на то, что большую часть времени игроки проводят на передовой, собственноручно дубася чудовищ, фундамент будущей победы закладывается до битвы, во время «строительных» фаз. Первое, чему учат старожилы — по возможности наглухо баррикадировать проходы. Стандартная для TD тактика «расставить вышки по всему маршруту следования монстров» в Dungeon Defenders не уместна в принципе: враги довольно живучие, путей, по которым они могут пройти к кристаллам — множество, а количество защитных сооружений жестко ограничено общим для всей команды лимитом. Есть и другие нюансы – враги с удовольствием отвлекаются от своей основной цели, волшебного кристалла, дабы дать сдачу тому, кто в данный момент по ним лупит — и неважно, игрок это или установленная им баллиста.

Обратите внимание на пиломеч в руке оруженосца  — Trendy Entertainment передает привет всем поклонникам Warhammer 40000. 

О  подземельях, турелях и смешных героях.

Я специально ушел от прямых сравнений Dungeon Defenders с Orcs Must Die, где тоже нужно противостоять натиску полчищ карикатурных чудовищ. Хотя тот факт, что в течение десяти дней выходят две игры, в общем-то, об одном и том же, не может не наводить на грустные мысли о кризисе идей, что еще десятилетия назад настиг кинопроизводство.

То, что разработчики Dungeon Defenders будут держать курс на наращивание контента – факт. Но будет ли этот контент бесплатным? Вряд ли. Скорее всего, игра пойдет по пути развития Magicka, еще одной отличной многопользовательской игры, вышедшей в этом году, — регулярный выпуск расширений и адд-онов за символические деньги.

Интересно другое. Короткое описание Magicka можно сформулировать так: «фэнтезийно-пародийное приключение с кооперативным мультиплеером на четверых игроков». Видать, пародийная стилистика – самая удобная для разработчиков фэнтезийных игр без амбиций ААА-тайтлов и многомиллионного финансирования.

Качаться, качаться и еще раз качаться

Должно быть, в Trendy Entertainment верят – улучшений должно быть много. Ролевая модель игры предусматривает улучшения всего и вся – навыков и характеристик персонажа, экипировки и даже покупаемого в таверне зверушки-компаньона.

Главное, чтобы было достаточное количество маны. В Dungeon Defenders волшебная субстанция служит одновременно расходным материалом и валютой: за ману вы ремонтируете, улучшаете и возводите турели и другие элементы обороны, а также расходуете её на спецспособности своего персонажа на поле боя; вы расплачиваетесь ею с торговцем в таверне и в прямом смысле инвестируете её в прокачку своей экипировки.

У Dungeon Defenders духовные ценности ММО-игр – опыт и вещи. Игроки прокачивают своих персонажей и улучшают их экипировку только для того, чтобы потом пойти в еще более сложные уровни, где за убитых монстров дают еще больше «экспы», а по окончанию сражения можно найти еще более редкие вещи.

В однопользовательской игре разработчикам пришлось прибегнуть к ухищрениям, разрешив игроку менять персонажей во время фазы постройки, тем самым дав доступ ко всему арсеналу защитных сооружений.

Надоело защищать кристаллы? Есть еще «испытания» (challanges) — особый режим, рассчитанный на высокоуровневых персонажей. Каждое испытание — это головоломка, построенная на нестандартных условиях победы, вроде необходимости оборонять дружественного огра, или штурма обороняемого нежитью кристалла.

Тринадцать карт-подземелий и четырнадцать испытаний, доступных на данный момент в Dungeon Defenders, — это, конечно, немного, даже если учесть, что проходить их придется по несколько раз. Но, даже неделю спустя, когда весь контент игры пройден и перепройден по много раз на разных уровнях сложности, рука тянется к ярлыку запуска. Легкость освоения, подсознательно понятная, а оттого действенная система мотивации игрока в кооперативном мультиплеере, а также общий «комичный» настрой делают из Dungeon Defenders лучшего убийцу времени этого сезона  – как и положено игре, в корнях которой значится жанр Tower Defense.