Слышали когда-нибудь про парня по имени Рой Холстон? Скорее всего, многие из вас понятия не имеют, кто это такой. А это человек-легенда, перевернувший с ног на голову американскую моду в 70-х годах, а также крайне спорная, но безоговорочно талантливая фигура. Именно о нем в середине мая на Netflix вышел сериал, о котором почему-то никто особо не говорит.

Критики встретили «Холстона» прохладно, а обычные зрители в большинстве своем наверняка даже не подозревают о существовании сериала. Так что я решил исправить эту несправедливость и рассказать, почему вам обязательно стоит его посмотреть, даже если вас не интересует тематика.

Не переживайте, «Холстон» вовсе не про мир моды, это всего лишь сеттинг, а плохих сеттингов при должном исполнении не бывает. Да, в центре сюжета известный кутюрье, но — спойлер! — в первую очередь это история о смирении, принятии себя и нескончаемой битве со своим эго. Правда, сериал искусно скрывает свою истинную натуру до последнего, а все карты на стол авторы выкладывают за 20-30 минут до конца.

Сериал охватывает солидный кусок карьеры Роя Холстона — с момента, как герой получает первую славу благодаря шляпке, которую надела Жаклин Кеннеди на президентскую инаугурацию, до «потери» имени и тихой смерти, перед которой он 18 месяцев колесил вдоль тихоокеанского побережья. А между этими событиями прошло около 30 лет. 

Понятно, что столько времени сложно уложить в пять часовых серий, но для сериала это вообще не проблема. В нем раскрываются лишь ключевые моменты из жизни модельера, которые непосредственно влияли на формирование его личности. Поначалу повествование сериала может показаться рваным и нелогичным, но в конечном итоге все кусочки мозаики встают на свои места, и получается изумительной красоты картина.

Благодаря такому подходу у нас есть возможность на контрасте увидеть, как меняется с годами Рой. А «эволюционирует» персонаж всегда непредсказуемо — у него нет какого-то четкого вектора развития. Герой всегда проявляет разные черты характера — как положительные, так и отрицательные. Просто иногда одни доминируют над другими, что вполне себе по-человечески. 

Что касается необычной подачи сюжета, то традиционно важным с художественной точки зрения эпизодам вроде потери близкого человека в «Холстоне» порой уделяют крайне мало внимания, а малозначительным, на первый взгляд, моментам типа безудержного кутежа — гораздо больше. Но в этом есть некий шарм, потому что подобная расстановка акцентов прекрасно отражает сущность и душевное состояние главного героя.

История при этом воспринимается как единое целое. Отчасти из-за того, что жизнь Роя сама по себе напоминает сюжет какого-нибудь сериала. В ней есть буквально все: драма, трагедия, взлеты и падения, крепкая дружба и предательства. Тем не менее, «Холстон» вовсе не документалка, потому что многие нюансы остались за кадром, а некоторые изложенные события довольно сильно приукрашены. И это замечательно, ведь в противном случае сериал бы попросту не работал. Другими словами, авторы вырезали и добавили ровно столько, сколько требовалось, чтобы финал разрывал зрителя на кусочки.

«Холстон» напоминает нечто среднее между «Патриком Мелроузом» и «Королевским гамбитом» — особенно своей атмосферой, пусть в нем и обошлось без откровенной депрессухи. Сериал о знаменитом кутюрье — самые настоящие эмоциональные американские горки, на которых вопреки спорным ощущениям хочется кататься еще и еще. 

Одна из главных (хоть и очевидных) мыслей, которая проскакивает между строк: талант, непременно раздувающий эго, — не только дар, но и самое настоящее проклятие. И в сериале на примере Холстона авторы наглядно показали, как талант может привести к успеху, а затем разрушить всю жизнь. И то, как герой тщетно пытается бороться с ним и тяжелыми последствиями, — воистину завораживающее зрелище. 

На протяжении всего сериала от Роя отворачиваются люди, с которыми он прошел огонь, воду и медные трубы, — по его же вине. Однако дружба в истории «Холстона» играет важное значение: один человек все-таки остается с героем до конца — неподражаемая певица и оскароносная актриса Лайза Миннелли. Несмотря на всю кажущуюся черствость, Холстон искренне дорожит дружбой с ней, поэтому очень здорово, что авторы раскрыли персонажа с этой стороны. 

Холстон проходит огромный творческий путь: от всеобщего признания и выгодных контрактов до потери своего имени и осознания, что большую часть жизни он потратил впустую, наделав при этом массу ошибок. Последнее особенно хорошо удалось отразить в сериале. И, что символично, кардинальные изменения происходят в самом конце — незадолго до смерти Роя.

Если большую часть времени перед нами предстает надменный, эксцентричный, но фальшивый персонаж, то в финале мы видим уже сдержанного и искреннего человека, переставшего зацикливаться на самом себе.  Герой становится свободным. И вот наглядный пример: Холстон весь сериал презрительно твердит, что мнение критиков о его работе не имеет значения, особенно когда те разносят ее в пух и прах. Однако в итоге заносчивость сходит на нет, а он признается самому себе, что для него это важно. А вслух чуть ли не со слезами на глазах от счастья произносит: «Ну, рецензии не важны».

Но вряд ли бы персонаж так цеплял, если бы не Юэн Макгрегор. Пожалуй, это его самая необычная роль — и он идеально попал в образ известного кутюрье. Манера речи, тембр голоса, язык тела очень точно совпадают с тем, каким был реальный Рол Холстон, если судить по интервью с ним. Его герой — не крутой джедай, а ранимый человек, страдающий от своего таланта и пытающийся обмануть всех в том, что он за человек на самом деле, — себя в первую очередь.

А еще Холстон гей. Причем с очень ярко выраженным женственным манерами поведения, что поначалу немного напрягает. Однако на этом сделали сильный акцент не для галочки, а потому, что это крайне важная часть жизни Холстона. Можно сказать, что отчасти именно из-за его связей с мужчинами он пересмотрел свои взгляды на жизнь. Все обставлено так, что оно попросту не может не трогать до глубины души.

Тем не менее, сразу вас предупрежу: если вы из себя весь такой консервативный гетеросексуальный мужчина, то вам наверняка будет непросто смотреть, как Юэн Макгрегор практикует анальный секс (без особых деталей, правда), и слушать диалоги про большие члены.

По-хорошему, здесь я должен сделать какой-то взвешенный вывод. Но мне не хочется ничего говорить. «Холстон» меня впечатлил настолько, что после титров я еще полчаса сидел в прострации, бесполезно глядя в монитор, — это все, что вам нужно знать.

И напоследок держите цитату из финала:

Посмотри на синеву океана. Как на него падает солнце. Цвет меняется. Теперь он кажется серебряным. Много лет назад я бы посмотрел на эту синеву и подумал бы: «Что я могу придумать в этом цвете?» В моей голове начали бы крутиться идеи для новой коллекции. Или даже нескольких. Может, со всеми оттенками синего. Успею ли я подготовить ее к осени? На обложке какого журнала она будет? Понравится ли она людям? Но теперь… Я думаю только о том, какой это красивый синий цвет.

Автор: Дмитрий Кинский

Читайте также: «И это всё?» Обзор сериала «Любовь, смерть и роботы — 2 сезон».