« Смута» — игра от компании «Сайберия Нова», которая получила поддержку от VK Play и «Института развития интернета». У геймеров было много вопросов к «Смуте» ещё на этапе тизеров с трейлерами, но всё-таки следили за ней с большим интересом: сейчас в России редко делают одиночные игры с такими амбициями, а игр про этот исторический период, кажется, и вовсе никогда не было (ну, если не считать шуточный сиквел «Подземелий Кремля»!)

Сегодня «Смута» отправилась в релиз. Мы собрали самое главное из того, что стоит знать об игре.

О чём «Смута»?

Антураж — Смутное время XVII века. Это один из крупнейших кризисов в истории страны, который сложился из внутренних раздоров, голода, войн, самозванцев, претендующих на трон, и не только.

Как говорят авторы, литературной основой игры стал роман 1829 года «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Молодой боярин Юрий Милославский и оказался главным героем «Смуты» — он выдвигается из Нижнего Новгорода в Москву вместе с войском Второго Ополчения и собирается остановить гражданскую войну.

Геймплей — экшен от третьего лица с квестами и прокачкой. Это не совсем открытый мир, но локации достаточно большие, чтобы там было что исследовать, уверяют авторы. Квесты можно проходить разными способами в зависимости от образа, который примеряет главный герой.

Игра большая?

«Сайберия Нова» говорит, что сделала около 40 часов геймплея.

«Смута» исторически достоверная?

Хотя разработчики стремились сохранить аутентичность везде, где только можно, игра всё-таки не является полностью исторически достоверной. Например, по словам авторов, у нас сохранилось недостаточно сведений о том, чтобы точно знать, как двигались бойцы в сражениях.

С другой стороны, окружение и костюмы постарались сделать предельно реалистичными и даже выпустили особую экскурсионную демоверсию с комментариями историка и видеоблогера Клима Жукова.

Кто сделал «Смуту»?

Авторы игры — новосибирская студия «Сайберия Нова». Она появилась в 2015-м и первые годы занималась прототипами на Unity и Unreal Engine, а также вспомогательными работами для Wargaming, Nikita Online и других компаний.

«Смута» — первый заметный самостоятельный проект «Сайберия Нова». По всей видимости, производство в том или ином виде велось как минимум с 2020-го, а после 2022-го студия получила гранты от государственного «Института развития интернета». Благодаря грантам общий бюджет игры перевалил за 500 миллионов рублей.

Где взять?

«Смута» — эксклюзив ПК и VK Play. Стоимость — 2 015 рублей (до релиза было 1 612 рублей).

Судя по заявлениям разработчиков, на другие платформы и за пределы СНГ игра не собирается (по крайней мере, пока что). Одна из причин — для релиза на альтернативных площадках нужен перевод на английский, а его у «Смуты» попросту нет.

Предварительный билд «Смуты» также утекал в Сеть, но там отсутствует большой патч первого дня. А патчи, похоже, игре не помешают — смотрите раздел с отзывами.

Как там с оптимизацией?

У игры следующие системные требования:

Минимальные

  • ОС: Windows 10,

  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 либо GTX 1060,

  • Процессор: Intel i3 либо Ryzen 3,

  • Оперативная память: 16 гигабайт,

  • Место на накопителе: 50 гигабайт.

Рекомендуемые

  • ОС: Windows 10,

  • Процессор: Intel i7 либо Ryzen 9,

  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3080,

  • Оперативная память: 32 гигабайта,

  • Место на накопителе: 50 гигабайт.

Но, судя по отзывам, «Смута» здорово тормозит даже на системах, которые превышают рекомендуемые требования — у одного из рецензентов на уровне в Ярославле игра упала до 20-35 кадров в секунду на Ryzen 5 7600X и RTX 4070 Ti. В обзорах на VK Play тоже много жалоб на оптимизацию.

Похоже, «Смута» упирается в процессор — некоторые пишут, что снижение настроек или включение DLSS не повышают fps.

Как там отзывы?

В игровых изданиях отзывов пока мало: у «Смуты» есть пресс-копии, но их раздали всего за сутки с небольшим до релиза. Те, кто уже успел поиграть и поделиться своими впечатлениями, от «Смуты» не в восторге. Вот что пишут в рецензиях, которые успели появиться на момент написания этого материала:

  • Основным типом геймплея является ходьба.

  • Диалоги водянистые, стилизация под речь XVII века выглядит натянутой.

  • Сражения одноклеточные и решаются закликиванием.

  • Стелс ужасный.

  • Сюжет слишком много внимания уделяет локальным квестам и мало — историческим событиям, в которых участвует главный герой.

  • Как минимум в пресс-версии много багов: NPC не дают пройти в ворота, скрипты не срабатывают, текстуры не грузятся, враги не хотят драться.

  • Выглядит игра очень красиво — её даже называют прекрасным примером того, какую картинку способен выдавать Unreal Engine 5.

На StopGame.ru видеообзор делает Илья Шарифов — ждите материал в ближайшие дни, потому что мы, как и остальные, получили копию практически перед релизом.

Может, проблемы поправят патчами?

Не исключено — разработчики заявляли, что собираются поддерживать «Смуту» после релиза. Они уже запустили специальную форму, через которую можно сообщать о багах — так авторам будет проще обнаружить источник проблемы и устранить его.