Будучи заражённым, Эйден не способен долго находиться в темноте. Герою потребуется ультрафиолетовая лампа или флуоресцентные грибы, ненадолго увеличивающее время пребывания без света. Не забыть о надвигающейся опасности поможет браслет с сигнализирующим таймером, по истечении которого Эйден начинает терять жизненные силы и обладает пониженной сопротивляемостью.

Обучившись азам, Эйден попадает в локацию старый Вилледор, где ввязывается в местные междоусобицы воюющих друг с другом выживших и военных. Проблема в том, что искомый протоганистом Лоан находится в Сентрал-Луп, дорога к которому лежит через туннель, что контролируют миротворцы. Игроку придётся решить, на чью сторону встать и что ему более важно: помочь жителям или продолжить основную миссию. Работая одновременно на обе фракции, Эйден открывает город, выполняет побочные задания, занимается соревнованиями и восстанавливает постройки.

После запуска водопровода стратегически важный объект можно передать одной из двух фракций, тем самым подстроив под себя город, в котором появятся места для паркура (выживальщики) или ловушки для врагов (миротворцы). Кроме того, открываются пассивные объекты, например, электрощитки при восстановлении электростанции, не являющиеся результатом того или иного принятого решения.

Среди заброшенных зданий встречаются бесхозные ветряные мельницы, выступающие местными «вышками от Ubisoft». Здесь по уступам и перекладинам необходимо взобраться наверх, чтобы нажать кнопку, после чего здание восстановят выживальщики, и оно станет убежищем от ночных монстров. Последние без должной прокачки представляют серьёзную угрозу. Особенно доставляют хлопот плакальщики, работающие в Dying Light 2 Stay Human в качестве сирены. Подобных заражённых необходимо обходить стороной, иначе запускается режим погони по типу GTA, где с каждым из четырёх этапов угроза возрастает: сначала игрока преследуют проворные бегуны, берущие числом, а под конец подключаются самые сильные монстры.

За убийство специальных видов противников дают очки (необходимо обыскивать тела) для прокачки ремесла. Те в свою очередь помогают изготовить тот или иной предмет. Например, коктейль Молотова, выжигающий всё вокруг, или отмычку, позволяющую вскрывать замки. В случае с последней можно повысить прочность или изготавливаемое количество. Более того, при должном уровне прокачки механика вскрытия замка уйдёт в небытие и ящик будет открываться нажатием одной кнопки. К слову о механике: последняя полностью скопирована с «Uncharted: Утраченное наследие». Эйден на манер Хлои вставляет в замок два предмета и точно так же крутит стики — действия полностью повторяют таковые из игры Naughty Dog.

Помимо открытия убежищ и выполнения квестов, протагонист может исследовать тёмные уголки старого Вилледора, а также улицы, где стоят грузовики военного конвоя. В обоих случаях можно раздобыть ценные припасы. Вообще, «‎шмотизм» в Dying Light 2 Stay Human процветает. Эйден побирается в каждом ящике стола, в каждой сумке и даже мусорке. Причём прок от этого занятия минимальный: продать вещи можно за копейки, а ресурсов для изготовления и модифицирования предметов так много не требуется.

Главным источником интереса служит вызов опытным паркурщикам, а именно — способность попасть на самые высокие башни города. В качестве метки с них свисает парашют, а попытка добраться туда порой превращается в интересную головоломку — любителям платформеров точно понравится. Наградой за испытание служит военная техника, необходимая для прокачки параплана.

Параплан выдают ближе к середине игры и изначально он раздражает, однако первый же уровень прокачки наделяет его манёвренностью и удобством управления. Впрочем, механика полёта не лучшая сторона Dying Light 2 Stay Human. Очень неудобно поворачивать параплан левым стиком, тогда как правый отвечает за вращение головы. Кроме того, после раскрытия, а происходит оно при нажатии на «Квадрат», герой резко падает вниз. Дело в том, что подниматься вверх на параплане по умолчанию необходимо при нажатии стика вниз. В итоге, чтобы не убиться, нужно «сыграть на пианино»: нажать R1 (прыжок), «Квадрат» (раскрыть параплан) и одновременно с этим переместить левый палец на стике сверху вниз. Максимально «удобная» механика может вывести из себя любого, особенно во время прохождения испытания на скорость. Но и к этому после нескольких десятков часов привыкаешь.

В задания на скорость лучше не соваться без должной прокачки, поскольку в расчёт идут секунды, которые игрок сокращает при беге по стенам, быстрому карабканью или подкате. Прокачиваются умения Эйдена не только с помощью очков заработанного опыта, но и ингибиторов, разблокирующих соответствующие ветви. Для открытия уровня необходимо три предмета, так что побегать придётся изрядно. После этого игрок должен самостоятельно решить, во что вкладываться: силу или паркур. Пассивная способность первой — увеличение здоровья, второй — выносливости.

Что касается побочных заданий, то среди них, конечно, встречаются интересные или с юмором, но таких мало. Например, один «учёный» предлагает всего за 200 золотых указать месторасположение самого сильного оружия. Чудом пробившийся сквозь толпу заражённых Эйден ничего подобного не находит и возвращается с претензией к авантюристу, а тот говорит, что наградой герою послужило усердие. В основном вопросики на карте, изучать которые отправляется игрок, превращаются в места для сбора якобы полезной добычи. Восклицательные знаки, отождествляющие побочное задание, неимоверно редки и грозят вылиться в завуалированные испытания на скорость. В общем побочные задания здесь олицетворяют все то за что вы любите или ненавидите игры от Ubisoft.