Черная вдова в исполнении Скарлетт Йоханссон должна была получить свой сольный фильм еще пять-семь лет назад. Сначала этому мешала политика экс-главы Marvel Айка Перлмуттера (можно почитать про его приключения тут), а после «переворота» Кевин Файги сделал ставку на «Капитана Марвел» с Бри Ларсон.  

Разрешение на разработку «Черной вдовы» (Black Widow) дали не из-за многочисленных требований фанатов, а из-за смены приоритетов в Голливуде и Disney. При этом пандемия спутала планы компании. Фильм должен был запустить четвертую фазу киновселенной Marvel, но в итоге он идет только четвертым в списке, уступив сразу трем сериалам.  

Недоумение вызывает и рекламная кампания, потому что дом Микки Мауса решил пойти по стопам «Ангелов Чарли», «Терминатора: Темные судьбы«, «Капитана Марвел» и «Охотниц за привидениями«. В итоге мы услышали классические высказывания про «фильм не для мужиков», «борьбу с сексизмом», «инклюзивность, разнообразие, братство» и так далее.

Подключили к этому балагану и саму Скарлетт Йоханссон, которую запугали травлей из-за роли в «Призраке в доспехах» и попытки сыграть трансгендера в «Массажном салоне«. В итоге актриса раздавала интервью, рассказывая про ужасы Голливуда и то, как женщинам не доплачивают. Также выяснилось, что сама Черная вдова была не умной и опасной Femme Fatale, а «сексистским стереотипом».

А что же с фильмом «Черная вдова»? Скажем так — лучше бы «Мстители: Финал» оставались завершением киновселенной Marvel. Но обо всем по порядку.  

События стартуют после фильма «Первый мститель: Противостояние«. Решение Наташи Романофф встать на сторону Капитана Америки американские власти не оценили, поэтому экс-мстительница пускается в бега, преследуемая госсекретарем США Таддеусом Россом. Вопрос о том, почему дипломат вообще возглавляет отряд спецназа, остается открытым.  

Однако внезапно девушке приходит «привет из прошлого» в виде посылки, за которой охотятся агенты «Красной комнаты«. Речь идет о советской программе по подготовке женщин-шпионов (Черные вдовы), через которую прошла и сама Наташа.   

Чтобы остановить угрозу, Романофф решает найти членов своей бывшей «семьи» — Елену Белову (Флоренс Пью), Алексея Шостакова (Дэвид Харбор) и Мелину Востокофф (Рэйчел Вайс). Помешать им может Таскмастер — лучший агент «Красной комнаты», который способен скопировать боевой стиль любого противника.  

Поначалу кажется, что Marvel решила сделать мрачный шпионский триллер. И где-то первую треть фильма зрителей настраивают на нужный лад. Нам показывают сцену из юности главгероини, когда «семья» действовала в качестве внедренных агентов в США, стильные титры про ужасы обучения в «Красной комнате», бегство Наташи от американских властей, полевую работу Черных вдов и так далее. Но постепенно фокус смещается совершенно в другую сторону, что рушит атмосферу. 

В погоне за современными трендами Marvel умудрилась выстрелить себе в ногу в стиле «Ангелов Чарли» и «Охотниц за привидениями». В идее сделать фильм, в котором в центре внимания оказываются женщины, нет ничего плохого. Но концепция разваливается, если все остальные присутствующие деградируют до уровня идиотов. И именно это произошло в «Черной вдове».

Герои-мужчины в ленте делятся на два категории: злые злыдни и объекты для шуток. Особенно пострадал Шостаков (Красный Страж) — самовлюбленный советский аналог Капитана Америки, которого унижают и оскорбляют все женщины в отряде. Абсурд заключается в том, что в самом начале персонаж Харбора представлен в качестве компетентного шпиона, который к тому же обладает суперсилой.   

Оставшуюся часть фильма Красный Страж постоянно косячит, а спасают его исключительно женщины. При этом суперсолдат ноет из-за того, что он никогда не сражался со Стивом Роджерсом.

С «юмором» создатели ленты вообще переборщили, из-за чего во второй половине «Черная вдова» перестает восприниматься как шпионский триллер. Опять-таки, братья Руссо в своем «Первом мстителе: Другая война» смогли выдержать баланс, поэтому шутки там не вредили мрачному тону.

К финалу «Черная вдова» скатывается в обычную жвачку про супергероев. К качеству сложно придраться — конвейер Marvel продолжает стабильно работать, но вот удивить фильм не может вообще.

Отдельно стоит отметить полный провал сценаристов. Центральной темой ленты является ценность семьи, но реализовано это из рук вон плохо. Романофф уже обрела семью в виде «Мстителей» — а про своих «советских родственников» она годами старалась забыть.

Никакой интриги в фильме также нет, ибо все знают, что Наташа Романноф погибает в «Финале». Отдельно хочется пнуть Marvel за провальный твист с Таскмастером, потому что тайна его личности становится понятна крайне быстро. Один из главных вопросов франшизы «Что же произошло в Будапеште?» также слит в унитаз.

Не улучшает положение и сама Скарлетт Йоханссон, которая почти весь фильм ходит с выражением вселенской усталости на лице. Поэтому фокус постоянно смещается на остальной каст, играющий лучше главной звезды, а в центре внимания оказывается актриса Лоренс Пью, которая должна появиться в качестве новой Черной вдовы в других фильмах и сериалах Marvel.

Отдельно стоит пройтись по «клюкве». У нас тут 2021 год, в США «борцы за социальную справедливость» белых людей травят за ношение дредов. Но при этом русские в «Черной вдове» — это стереотип на стереотипе. Играют их британцы, американцы и две условно-украинские актрисы, одна из которых — дочь Миллы Йовович (к слову, очень похожа на мать).  

Главные герои пьют водку, заедая салатом оливье, и никак не могут определиться, на каком русском они говорят: чистом, ломаном или вообще на польском/мадьярском. Встроенные в оригинальную версию фильма титры тоже не могут разобраться в лингвистических тонкостях, поэтому Красный Страж может резко превратиться в Красноармейца.  

Местный ГУЛАГ находится в снегах рядом с горой и выглядит как американская тюрьма, в которой сотрудники ФСИН почему-то разрешили таскать заключенным кислородные баллоны. Кроме того, команда супершпионов половину фильма летает на вертолете «СОЛОВЬЕВ ЭЙР» (так и написано кириллицей).

Отдельный цирк — вступительные титры «под Джеймса Бонда«, согласно которым в киновселенную Marvel включили Владимира Путина и Евромайдан. Сразу столько неудобных вопросов возникает ко Мстителям и их деятельности.  

Несмотря на имеющийся потенциал, «Черная вдова» оказалась проходным проектом, страдающим от кризиса идентичности. Вместо напряженного шпионского триллера мы получили очередную жвачку по комиксам с деревянной главной героиней и картонными злодеями, которая не может удивить.

И это уже не первый проект, который сигнализирует о больших проблемах четвертой фазы киновселенной Marvel. А ведь дальше нас ждут еще более неоднозначные «Шан-Чи и легенда десяти колец» и «Вечные«. Но пока фильмы по комиксам приносят деньги, конвейер останавливаться не будет.

Фильм «Черная вдова» от студии Marvel доступен для просмотра в кинотеатрах России и на стриминговом сервисе Disney+.

Читайте также: Black Lives Marvel: Обзор сериала «Сокол и Зимний солдат»