Американское издательство Activision Blizzard столкнулось с кризисом, который способен повлиять на всю деятельность компании. И ситуация продолжает ухудшаться с каждым новым днем.

Последняя капля

На этой неделе власти штата Калифорния подали в суд на Activision Blizzard, обвинив руководство компании в насаждении культуры «студенческого братства», а также в систематической дискриминации сотрудниц-женщин, которые подвергались сексуальным домогательствам, издевкам, проблемам с продвижением по карьерной лестнице и так далее. Также сообщалось об одном случае суицида, связанном с травлей и харассментом. 

Как заявили чиновники, иск стал результатом двухлетнего расследования. В ответ вице-президент Activision Blizzard Фрэнсис Таундсен обвинила калифорнийские власти в использовании ложных описаний ложного прошлого компания. Особенно компании не понравился факт обнародования информации о самоубийстве. 

Новость о судебном иске вызвала много негодования и недоумения в игровом сообществе. При этом основной удар пришелся по студии Blizzard, которая как раз и базируется в Калифорнии. 

Президент Blizzard Джей Аллен Брэк во внутренней переписке лично обратился к подчиненным, заявив о недопустимости домогательств на рабочем месте. Он также заявил, что все желающие могут обратиться с жалобой к менеджерам студии на условиях анонимности.

«Я чувствую злость, грусть и целый спектр других эмоций, но также я благодарен за возможность работать вместе с группой лидеров и тысячами сотрудников, которые присоединились ко мне, желая стать лучше», — заявил он.

Впрочем, реакция руководства все равно вызвала массовое недовольство среди сотрудников компании, которые считают, что проблемы и жертвы реальны. В результате они организовали в соцсетях флэшмоб, публично заявив о несогласии с попытками издательств приуменьшить масштабы проблем. Как добавил ведущий дизайнер World of Warcraft Джереми Физель, 24 июля в Blizzard была организована забастовка.  

Высказались и бывшие сотрудники. Экс-продюсер Diablo II Майк Керн давно бойкотирует продукцию Blizzard и активно критикует нынешнее руководство компании. 22 июля он заявил, что принял решение убрать упоминание о работе в студии из своих профилей в социальных сетях. 

«Последние новости стали последней каплей. Пора двигаться дальше», — подчеркнул Керн. 

Экс-гендиректор Blizzard Майк Морхейм опубликовал большое заявление в соцсетях. Он извинился перед пострадавшими женщинами, заявив о том, что пытался создать в студии безопасную атмосферу. Однако новости говорят о том, что свою работу топ-менеджер провалил, за что Морхейму очень стыдно.

«Я подвел вас», — написал он, добавив, что в игровой индустриии якобы до сих пор доминирует культура дискриминации и харассмента. 

Аналогичным образом высказался и бывший вице-президент студии Крис Метцен. Он винит себя в том, что в офисе сформировалась нездоровая культура, поощряющая домогательства и неравенство.

«Я бы хотел, чтобы мои извинения имели какое-либо значение. Это не так», — заявил он. 

 

Бойкот

Еще большую активность проявили игроки, организовавшие акции протеста в World of Warcraft. Людей призывают отменять подписку и вообще покинуть игру.

От разработчиков также требуют удалить или переименовать нескольких персонажей, названных в честь бывшего творческого директора ММО Алекса Афрасиаби. Дело в том, что имя разработчика фигурирует в иске. Известно, что в 2020 году он внезапно покинул Blizzard, но причины озвучены не были. При этом в материалах дела упоминается о том, что он приставал к женщинам, а его номер прозвали «Люксом Косби» (в честь печально известного актера Билла Косби).

В стороне не остался и популярный стример Зак Asmongold, у которого несколько недель назад произошел конфликт с продакт-менеджером Blizzard Адамом Холиски. Блогер активно критиковал разработчиков за провальную политику. В итоге Холиски назвал Зака «засранцем». Позднее сообщение было удалено, но ущерб репутации был нанесен. 

Сам стример сейчас играет в Final Fantasy XIV, став неофициальным лидером движения беженства из World of Warcraft. Новый скандал шокировал Зака, однако он признался, что чувствует себя «реабилитированным». Дело в том, что Blizzard публично боролась с «токсичным поведением» игроков, а стримеров критиковали за неудачные шутки.  

От Activision Blizzard поспешила дистанцироваться даже студия Bungie, которая несколько лет работала под крылом издательства. Теперь создатели Halo и Destiny заявляют, что они выступают против создания на рабочем месте «токсичной культуры».

«Мы не делаем вид, что Bungie безупречна и никто не подвергался преследованием во время работы в студии, но мы не потерпим подобного поведения и будем бороться» — отмечается в пресс-релизе.

К бойкоту Activision Blizzard начали присоединяться и СМИ. В частности, новости об издательстве отказались писать порталы The Gamer, GameXplain, CineLinx и другие. 

Немного иначе поступил журналист Bloomberg Джейсон Шрайер. Он опубликовал большой материал о создании стратегии Warcraft III: Reforged

Выяснилось, что разработчики изначально хотели выпустить высококачественный ремастер классической игры с новыми катсценами и переделкой диалогов. Однако в Activision Blizzard не верили в успех проекта и выделили недостаточный бюджет.  

В итоге Blizzard пришлось отказаться от многих запланированных вещей. Руководство также недооценило масштабов работы, а переносить дату релизу компания боялась из-за того, что предзаказы уже были доступны.  

Официальные представители Activision Blizzard заявили Bloomberg, что главной проблемой Warcraft III: Reforged оказалось нечеткое видение проекта на ранних этапах разработки. Студия также не смогла определиться, что она хочет делать: ремастер или полноценный ремейк. 

Падение Blizzard

Скандал с домогательствами является очередным ударом по студии Blizzard, которая в последние годы чувствует себя крайне плохо. Опытные руководители и разработчики-ветераны покинули компанию, а на их место назначили людей, которые не соответствуют новым должностям. 

О медлительности и неповоротливости студии также широко известно. И это уже вредит бизнесу, ибо подобная стратегия в современных условиях напоминает самоубийство. 

Пока остальные подразделения Activision Blizzard постоянно расширяются и демонстрируют рост по выручке и размерам аудитории, игроки бегут из проектов Blizzard. 

Прекрасным примером является World of Warcraft: Shadowlands. Крупное обновление Chains of Domination сообществу пришлось ждать больше 210 дней. Мантра про пандемию не работает по той причине, что конкуренты смогли адаптироваться к новым условиям. 

Отдельно сообщество раздражает неадекватная ценовая политика и злоупотребление микротранзакциями.Тут уже стоит винить Activision Blizzard, которое заинтересовано в максимизации прибыли. Впрочем, игрокам от этого легче не становится, ибо их интересы оказались на втором плане.

В результате на рынке в последние месяцы наметился тектонический сдвиг, по итогам которого новым королем ММО должна стать Final Fantasy XIV. Решение стримера Зака Asmongold переключиться на проект Square Enix только активизировало миграцию аудиторию. Японской компании даже пришлось ввести ограничения на регистрацию новых аккаунтов, чтобы не обрушить сервера 

Остальные конкуренты также не дремлют. Разработчики The Elder Scrolls Online наладили самый настоящий конвейер по выпуску дополнений. За вышеуказанные 210 дней студия ZeniMax выпустила три DLC. А ведь еще есть Black Desert, Guild Wars 2, RuneScape и другие ММО.

Не лучше обстоят дела Blizzard по другим направлениям. Релиз Overwatch оказался крупным успехом, который студия не смогла развить. Фатальным были решения двигаться в сторону киберспорта, а также начать разработку Overwatch 2. Многие игроки вообще не понимают, зачем нужен сиквел. Судя по всему, в Blizzard хотели побыстрее выпустить новый шутер, но легендарная медлительность вышла команде боком. 

Судебное разбирательство вполне может привести к тому, что руководство Activision Blizzard решиться на масштабную реструктуризацию проблемной студии. Предпосылки к этому уже есть. Не секрет, что львиная доля внутренних студий издательства сейчас работают над франшизой Call of Duty, которая становится все более жирной «дойной коровой» .

По данным Джейсона Шрайера, в Activision Blizzard недовольны показателями Blizzard, которые заметно ниже, чем у остальных подразделений. В частности, издательство хочет сделать акцент на развитии мобильных игр. 

Это также может стать плохой новостью для игроков. Студию и так нельзя назвать автономной после ухода гендиректора Майка Морхейма. А скандал позволит главе издательства Бобби Котику только усилить свое влияние, из-за чего финансовые показатели окажутся важнее мнения игроков.  

Читайте также: Домогательства, анальные пробки и суицид: На Activision Blizzard подали в суд

Call of Duty во все поля: Activision Blizzard основала новую студию