Космос – это огромное, пустое пространство. Человечество занимается изучением космоса тысячами лет, начиная с первого дня, когда наши далекие предки впервые подняли глаза к звездам и задали вопрос — а что там?

Астрономы и философы веками спорили о природе пространства за пределами Земли, полагаясь на собственное воображение и пытаясь объяснить механику движения тел. Но даже сегодня нам сложно представить бесконечность космического пространства. Мы создали симуляции, разработали визуальные схемы и покорили бесконечность силой фантазии.

Но как бы захватывающе не выглядели попытки приблизить космос, сделать его понятнее и красочнее в «Звездных войнах» и «Стар треке», реальность гораздо скучнее.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке. А также подписывайтесь на наш канал — новые видео каждую неделю.

Чтобы взглянуть на космос или отправиться автостопом по галактике, вовсе не обязательно строить машину времени или отправляться в криокамеру. Индустрия развлечений позаботилась о том, чтобы у нас не было недостатка в космических приключениях.

В любой момент можно запустить марафон оригинальной трилогии Джорджа Лукаса или отправиться добывать низкотемпературные алмазы на личном корабле в Elite Dangerous. А может вы предпочитаете управлять империей в Stellaris или пришло время пересмотреть «Светлячка»? Космос рядом — достаточно протянуть руку.

Но у такой близости есть один серьезный минус. В большинстве своем, кинематограф и видеоигры показывают нам драматизированный космос, театральную сцену с красочными, но фальшивыми декорациями. И особенно это касается космических сражений, которые настолько же правдоподобны, насколько Call of Duty передает опыт реальных боевых действий.

Чтобы понять, почему выдуманный и виртуальный космос не похож на реальный, необходимо разобраться с фундаментальными вещами.

Размер имеет значение

Первое, что важно помнить — это размеры космического пространства.

Свет в вакууме движется со скоростью примерно 300 тысяч километров в секунду. Настолько быстро, что при помощи оптических кабелей и спутников передача данных на Земле осуществляется практически мгновенно.

Если направить очень мощную лазерную указку на Луну, то свет достигнет нашего спутника через секунду с лишним. Не так уж и плохо, в сравнении с четырехдневным полетом астронавтов во время миссии Аполлон 11. 

Но сделав большой шаг назад и взглянув на систему целиком, масштаб начинает пугать. Солнечному свету требуется 8 минут и 20 секунд, чтобы добраться до Земли. До Плутона свет доходит спустя пять часов.

Какими бы волшебными не были сенсоры у Энтерпрайза или Тысячелетнего сокола, в просторах вселенной свет движется с черепашьей скоростью. А значит то, что мы видим на экранах футуристических дисплеев, не происходит в реальном времени. В зависимости от дистанций, задержка может составлять от нескольких секунд до минут.

Поэтому в космосе работает закон Дикого Запада – кто первый выстрелил, того и тапки.

Закон Ньютона

Второе, что должен знать начинающий капитан реального космического крейсера — это первый закон Ньютона. Любой объект продолжит свое движение с постоянной скоростью, пока на него не повлияют внешние силы.

Так как космос большой и в основном пустой, если запустить снаряд в случайном направлении, то он будет двигаться до бесконечности. Гравитация может оказать влияние на траекторию полета снаряда, но чем выше скорость и меньше расстояние, тем ниже погрешность.

Поэтому, начинающим капитанам космических эсминцев важно соблюдать эффективную дистанцию — от десятков тысяч до сотен тысяч километров. Это не морской бой, где игроки ходят по очереди. Стационарный космический корабль или тот, что двигается по предсказуемой траектории, в первые же секунды станет мишенью для стрельбы вольфрамовыми снарядами, разогнанными до процента от скорости света.

Если забыть про кинематографические щиты, то космические сражения в первую очередь должны полагаться на высокую маневренность и скорость реакции.

Хрупкое тело

Исходя из масштабов и учитывая закон Ньютона мы подошли к главной проблеме космических баталий — перегрузки.

Торпеды, а также выпущенные из рельсовых пушек снаряды можно сбить при помощи систем заграждения, вроде тех, что стоят на морских судах, но когда дело доходит до лазеров и прочего энергетического оружия, выживание полностью зависит от непредсказуемости маневров. И чем круче финты, тем мертвее будет личный состав.

Сегодня у нас нет даже теоретической основы для противостояния чудовищным перегрузкам, возникающим при смене вектора или скорости космического корабля. Если вы резко тормозили в автомобиле, то помните, как ремень безопасности врезался в тело, чтобы погасить импульс. Представьте то же самое, но в разы хуже.

Тренированные космонавты могут выдержать около 15 ЖЭ в течение минуты, но 25 ЖЭ и выше приведет к смерти за считанные секунды. В таких условиях пилотируемые корабли не имеют никакого смысла. Слишком низкая скорость реакции и слишком много костей. Даже если команда корабля сможет сделать пару выстрелов и запустить несколько торпед, общая масса негативно повлияет на маневренность.

Куда разумнее использовать беспилотные дроны. Им не требуется атмосфера и система жизнеобеспечения, они не боятся перегрузок и могут взять на себя пару ударов, продолжая функционировать.

Космические баталии — это не охота истребителей времен Второй Мировой, в которой достаточно навести прицел в область, подсвечиваемую компьютером. Реальные битвы будут занимать несколько секунд — до первого попадания. А про военные действия с одновременным участием десятков и сотен кораблей, сосредоточенных в небольшой видимой области можно вовсе забыть. Взрыв одного корабля союзников приведет к выбросу скоростной «шрапнели», не отличающей врагов от друзей.

Однажды человечество дорастет до реальных космических конфликтов — как показывает история, это вопрос времени. Тогда же нам потребуются новые протоколы и тактики, не требующие участия людей.

Сериал «Пространство», основанный на одноименной серии книг, правдоподобнее всего демонстрирует наше будущее в космосе, но даже там авторы пошли на допущения ради драмы и динамических событий.

Реалистичный сценарий будет включать крупные корабли с людьми на борту. Это аналоги авианосцев, на борту которых находятся истребители, оснащенные искусственным интеллектом, специально созданным для космоса. Им не будут страшны перегрузки и потеря атмосферы, они смогут работать без отдыха и приемов пищи. Но самое главное — такие скрытые бойцы могут скрывать свое присутствие неделями или месяцами, выжидая нужного момента для нанесения смертоносного удара.

Если показывать такие космические битвы в кинотеатрах или разрабатывать игры, полагаясь на реалистичный дизайн, люди будут требовать возврата средств. И вполне справедливо, это же не документальное кино и не симулятор в школе пилотов.

Правда в том, что технологический прогресс делает бессмысленным присутствие человека на линии фронта. Мы давно отошли от войны на истощение и сейчас переходим в финальную фазу маневренной войны.

Через десятилетия и нынешние доктрины станут бесполезными, сменяясь гиперзвуковым и орбитальным сверхточным оружием. Главное, что наслаждаться приукрашенными космическими баталиями это никак не помешает.

А пока, расскажите, какие битвы в космосе запомнились вам больше всего.

Иллюстрации в тексте: Vladimir JankovicPierluigi Scotolati