В этом году в Сети появились re3 и reVC — фанатский исходный код GTAIII и Vice City, созданный при помощи обратного инжиниринга. Проекты не работали без оригинальных файлов — предполагалось, что пользователи приобрели легальные копии этих игр и взяли необходимые архивы оттуда. Несмотря на всё это, Take-Two обвинила энтузиастов в нарушении авторских прав и в сентябре 2021-го оформила судебный иск.

Суд пока не завершился. Промежуточные результаты с ответом от обвиняемых публикует портал TorrentFreak. Адвокаты разработчиков-любителей приводят следующие аргументы в защиту:

  • Ответчики отрицают, что в их проектах есть исходные данные, принадлежащие Take-Two Interactive и Rockstar Games, такие как тексты, диалоги или игровые ассеты.

  • Если какие-то нарушения и произошли, то они были необходимы для обеспечения работоспособности GTAIII и Vice City, так как Take-Two и Rockstar перестали выпускать для них патчи за много лет до появления re3 и reVC.

  • Чтобы запускать re3 и reVC, у пользователей должны быть приобретены легальные копии GTAIII и Vice City.

  • В данный момент GTAIII и Vice City больше не продаются в магазинах (их действительно убрали перед релизом GTA: The Trilogy) — это одна из причин, почему релиз re3 и reVC не наносит коммерческого ущерба Take-Two и Rockstar.
  • re3 и reVC не использовались для получения выгоды — они были доступны на GitHub абсолютно любому желающему.

  • Take-Two позволяет создавать моды другим энтузиастам — например, Multi Theft Auto, мультиплеерную версию GTAIII, Vice City и San Andreas. Мол, там применяется реверс-инжиниринг, схожий с re3 и reVC.

  • Все действия ответчиков попадают под законы о добросовестном использовании, считают адвокаты.

Напомним, что re3 и reVC расширяют возможности для модов, портов и прочих правок: например, в самодельном исходном коде исправляют ряд багов, внедряют свободную камеру, добавляют поддержку современных контроллеров Xbox и так далее. Код настолько гибкий, что GTAIII и Vice City быстро перенесли на PS Vita и Switch, где оригиналы никогда не выходили.

Разумеется, особенно иронично иск от Take-Two смотрится на фоне официальной GTA: The Trilogy — переиздание страдает от огромного количества болячек и получает унизительные оценки (особенно для продукции под брендом Rockstar), а оригиналы купить больше не позволяют.