С 2015 года в Steam встроен собственный инструмент совместимости для геймпадов Steam Input: вы подключаете контроллер, площадка Valve его распознаёт и, если что, предлагает тонко настроить под каждую игру в отдельности. На основе своих данных компания Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) собрала статистику и рассказала, какими девайсами пользуются геймеры в Steam.

По словам Valve, первое, что бросается в глаза, — это общее количество людей, у которых есть контроллер для PC. Таких очень много: с 2015-го года набралось 30 миллионов пользователей, которые зарегистрировали хотя бы один геймпад в Steam. В это число также входит 15 миллионов человек, которые зарегистрировали больше одного геймпада. Кроме того, некоторые контроллеры подключены более чем к одному аккаунту, поэтому всего Valve насчитала 60 миллионов пар «аккаунт-контроллер».

Самые популярные устройства — у Xbox. Доля геймпадов Xbox 360 составляет 45 % от общего количества, а Xbox One — 19 %. Как говорит Valve, такого результата Microsoft добилась благодаря серьёзному вкладу в протокол XInput несколько лет назад. В итоге он стал популярен среди разработчиков, а вместе с этим популярность пришла и к контроллерам Xbox: подключив девайс от Microsoft на PC, можно без проблем играть в огромное число современных игр.

Valve удивляется распространённости DualShock 4 на PC: исторически сложилось, что геймпады от Sony не рассматривались как подходящие контроллеры для компьютеров. Встроенная поддержка DualShock 4 у игр на PC встречается нечасто, поэтому аудитории приходится исхитряться и подключать программы, которые преобразовывают команды с контроллера PlayStation 4 в команды Xbox.

Из-за этого возникают препятствия: например, игра показывает кнопку Y, когда игрок должен нажать «Треугольник». Valve считает, что подобные лишние мыслительные процессы мешают вовлечённости: за последний месяц геймеры с геймпадами Xbox One подключали контроллер в два раза охотнее, чем геймеры с DualShock 4.

Valve также отмечает успехи Switch Pro — классического геймпада для Nintendo Switch. Он появился в 2017 году, довольно быстро стал востребован на PC и сейчас занимает седьмое место по популярности в Steam.

Наконец, Valve с любопытством изучает статистику родного Steam Controller. Этот геймпад используется в куда большем количестве игр, чем другие устройства: например, там, где поддержки контроллеров нет вообще. Впрочем, удивляться тут нечему: Valve с самого начала продвигала своё устройство как нечто среднее между обычным геймпадом и клавиатурой с мышью.

Valve заключает, что разработчикам недостаточно поддерживать только устройства от Xbox: да, их подавляющее большинство, но ещё 22 миллиона девайсов остаётся за бортом. Однако Steam Input эту проблему решает: инструмент позволяет подключать к игре огромное число контроллеров без лишних телодвижений для девелоперов. Valve планирует развивать Steam Input и дальше.

Под конец обратим ваше внимание на зоопарк контроллеров в Steam: больше 200 000 человек пользуется инструментами от Rock Band, чуть меньше 200 000 — геймпадом SNES, а кто-то не может расстаться с GameCube, Nintendo 64 и даже танцевальными ковриками!