“Звездный Путь” – одна из икон в мире научной фантастики. Одноименный телесериал дебютировал еще в 1966-м году. Творческий гений автора идеи, Джина Родденберри, сделал главным героем повествования интернациональную команду космического корабля, лишь сплоченные действия которой могли помочь звездолету и его экипажу не только выпутаться из самых непростых ситуаций, но и верно служить Объединенной Федерации Планет. Франшиза успешно развивалась за счет полнометражных фильмов, сериальных ответвлений, видеоигр во всех жанрах от аркад до шутеров и стратегий, а интерес к ней поддерживала и продажа фирменных сувениров. Однако к концу XX века основные фанаты ощутимо повзрослели, и новым современным малобюджетным кинолентам в тот период с большим трудом удавалось находить общий язык с прежней аудиторией, а уж о завоевании молодого поколения можно было и не мечтать.

Между тем, разработчики видеоигр и в начале XXI века умудрялись дарить поклонникам редкие жемчужины увлекательного геймплея и захватывающих сюжетов. Особо выделим здесь тактический космический симулятор Bridge Commander (2002) и шутер Star Trek: Elite Force II (2003) о тяжелых буднях звездного десанта. В 2004-м году к всеобщему ликованию фанатов студия Perpetual Entertainment анонсировала MMO-проект, названный Star Trek Online, от которого ждали массу приятных впечатлений. К сожалению, разработчики напрасно решили при ограниченных ресурсах погнаться сразу за двумя зайцами и попутно заняться другой MMO-игрой: Gods & Heroes: Rome Rising. В 2008-м студия окончательно обанкротилась, и проект Star Trek Online вместе с набросками арта достался Cryptic Studios, а больше им и не требовалось. Поскольку авторы смогли использовать свой движок для MMO-игр, который прошел обкатку еще в Champions Online (2009).

Позднее в творческий процесс вмешался финансовый кризис, и авторам пришлось искать ресурсы для выживания. Каковые им предоставило издательство Atari, которое не ограничилось правами на игру, приобретя всю Cryptic Studios целиком. Создателям пришлось смириться с политикой жесткого графика, и, фактически, им не хватило примерно полугода, чтобы отполировать свое детище.

Тем не менее, релиз Star Trek Online состоялся в феврале 2010 г. после нескольких месяцев закрытого бета-тестирования и его короткой открытой части для оформивших предварительный заказ. Учитывая жанровую специфику, мы не стали, подобно некоторым другим западным изданиям, сразу пытаться изобличить как можно бОльшее число недостатков, а на протяжении весны внимательно следили за всем, что делали разработчики в плане исправлений, улучшений и проявления внимания к своим подписчикам.

Триумф маркетологов

     Star Trek Online до своего выхода была одной из самых ожидаемых MMO-релизов в 2010 г. Благодаря неожиданно высокому количеству предварительных заказов игре удалось несколько недель занимать верхние строчки в чартах продаж. Для рекламы были хороши все средства. Пока с виртуальных полок сметали неосязаемые коробки с игрой, на сайте Cryptic Studios частенько отказывала система биллинга, не выдерживая одномоментного наплыва желающих купить пожизненную подписку и ощутимо сэкономить, если только игра продержится на плаву более 1,5 лет.

После приобретения коробки самые преданные фанаты внимательно изучали таблицу различных цифровых версий игры, а их у Cryptic Studios набралось более десятка, и отправляли свои средства в онлайн-магазины. Рекламщикам проекта можно воздвигнуть памятник за труды, поскольку, по сути, один и тот же набор бонусов в разных комбинациях они настолько умело распределили среди сетевых торговцев, что несчастным покупателям-коллекционерам ничего не оставалось, кроме как купить по две, по три и даже по четыре версии игры, чтобы только завладеть максимально широким набором косметических игровых преимуществ.

Действительно, мечтающие о фирменной футболке и значке, прилагающихся к коллекционному и подарочному изданиям, вскоре обнаружили, что склады американских и британских магазинов быстро опустели с учетом ограниченности тиража. К тому же региональные условия поставки запрещали пользователям из других стран приобретать сувениры, предназначенные для того или иного конкретного рынка. Только на этом издатель потерял часть дополнительной легкой выручки, не сумев заранее подсчитать объем спроса.

Среди стартовых бонусов авторы предлагали фирменный челнок, сопровождающий звездолет игрока в мирное время, отдельные виды оружия, брони, валюту для внутреннего магазина и много всего еще, призванного выделить самых активных среди прочих пользователей, а также помочь новичкам побыстрее преодолеть начальный этап игры за счет более совершенной стартовой экипировки. В конце концов, такая политика в различиях цифровых версий от разных поставщиков привела к тому, что сервер не справился с нагрузкой при попытке первых участников активировать свои привилегии в день запуска, но, к чести Cryptic Studios, менее чем за неделю эта проблема была устранена, когда и обнаружилось, что обещанные аутентичные юбки для женских персонажей в комплектах униформы отсутствуют. После нескольких недель сбора жалоб на форуме необходимые текстуры ног были доделаны, и все желающие смогли немного оголить своих героинь.

В целом, мы положительно оцениваем внимание разработчиков к своей аудитории. Пожалуй, к избранному авторам подходу следует присмотреться и другим студиям, занимающимся разработкой MMO-проектов. Создатели регулярно читают официальный форум, отвечают в наиболее трепещущих темах, рассказывают геймерам о текущей работе и предстоящих планах, а Дэниель Стохл, один из продюсеров игры, интервью с которым вы уже могли читать на нашем сайте, модерирует ветку дизайнерских отчетов, где не ленится отвечать на сотни(!) вопросов рядовых подписчиков еженедельно.