В период с 2010-го по 2014 год Facebook сознательно не внедряла в свою социальную сеть меры безопасности, позволяя несовершеннолетним игрокам тратить родительские деньги без спроса. Об этом рассказали сотрудники журналистской платформы Reveal в опубликованной вчера статье.

Авторы расследования подали на Facebook коллективный иск. По требованию журналистов корпорация была вынуждена открыть доступ к 135 страницам внутренних документов, включая памятки, электронные письма и так далее. Из них следует, что на своей площадке компания намеренно отказывала родителям в возврате средств и поощряла неконтролируемые траты.

С 2010-го по 2014 год в Facebook росло количество запросов на возврат средств. Дети совершали платежи без ведома родителей, порой даже не понимая, что переводят настоящую валюту. По данным исследования компании, с октября 2010-го по январь 2011-го несовершеннолетние потратили на игры в социальной сети 3.6 миллиона долларов.
Ninja Saga была одной из рекордсменок по числу родительских «рефандов».
Facebook не рекомендовала разработчикам возвращать деньги — вместо этого недовольных пользователей следовало задабривать внутриигровыми предметами. Как объяснил один из сотрудников Facebook, корпорация давала такой совет потому, что «виртуальные товары не имеют стоимости».

Некоторые родители запрашивали возвратный платёж (chargeback) — при этой процедуре деньги требует непосредственно компания, выдавшая кредитную карту, с которой списали средства. Согласно статистике Facebook, таким образом были возвращены более 9 % денег, потраченных детьми. При этом средний показатель чарджбэков у компаний куда ниже — 0.5 %. Федеральная торговая комиссия США указывает 2 % возвратов через банк как повод для подозрений в сомнительных бизнес-практиках.

Сотрудница Facebook Тара Стюарт (Tara Stewart) рассказала, что в те годы она и её коллеги составили список игр с наибольшим числом чарджбэков и нашли решение проблемы. Предметы в играх можно было приобретать без какого-либо подтверждения, Стюарт же предложила систему, при которой нужно было вводить первые шесть цифр номера кредитки. Однако руководство предпочло сосредоточиться на «максимизации дохода» и посоветовало не предотвращать «безвредное мошенничество».
В Angry Birds для Facebook доля запросов на возврат от родителей достигала 93 %.
Facebook не только откупалась от родителей внутриигровыми предметами, но и создала систему, автоматически оспаривавшую чарджбэки. В документах, изученных журналистами, не уточняется, оказалась ли эта система эффективной.

В 2014 году британское Управление добросовестной конкуренции ужесточило контроль за микроплатежами, и Facebook умерила аппетиты. Так, в 2016-м хозяева соцсети выделили дополнительные ресурсы на рассмотрение запросов, имеющих отношение к несовершеннолетним. В комментарии для Reveal компания заверила, что сотрудничает с родителями и экспертами, чтобы помочь семьям в использовании Facebook.