Двухчасовой документальный фильм Secret Tape о создании Half-Life 2 включает удивительную историю о том, как летний стажер спас Valve от финансового краха. Без его вмешательства компания могла бы остаться в истории лишь как легенда прошлого, а будущее ПК-гейминга могло бы выглядеть совсем иначе.

Проблемы начались после того, как оригинальный издатель Half-Life, компания Sierra, была приобретена французским гигантом Vivendi. Vivendi начала распространять Counter-Strike в интернет-кафе Южной Кореи, что, по мнению Valve, выходило за рамки их договора. Изначально Valve планировала добиться лишь признания нарушения условий соглашения, но Vivendi отреагировала крайне агрессивно, инициировав масштабный судебный иск, включая попытки отменить договор 2001 года и лишить Valve прав на интеллектуальную собственность, включая Steam.

Vivendi пошла еще дальше, угрожая обанкротить компанию и лично ее основателей, включая Гейба Ньюэлла.

Мы оказались на грани банкротства. Я был готов выставить дом на продажу, чтобы продолжить борьбу.

— Ньюэлл

Ситуация накалилась настолько, что судебное разбирательство затмило собой весь процесс разработки Half-Life 2, многие сотрудники даже не знали, насколько близко компания подошла к своему концу.

Решающий момент наступил благодаря стажеру, известному только как «Эндрю». Vivendi передала миллионы страниц документов на корейском языке в рамках этапа раскрытия доказательств. Эндрю, будучи носителем языка и студентом, изучавшим корейский в университете, сумел найти ключевую улику — электронное письмо, в котором сотрудник Vivendi обсуждал уничтожение документов, относящихся к делу Valve. Это оказалось поворотным моментом, позволив Valve добиться выгодного урегулирования спора и полного контроля над своей интеллектуальной собственностью.

Без вмешательства Эндрю судьба Valve могла сложиться иначе. Возможно, Half-Life 2 все же добралась бы до релиза, но Valve могла не пережить затяжной конфликт с Vivendi. В таком случае игры, ставшие культовыми, такие как Left 4 Dead, Portal, Dota 2, а главное сервис Steam, могли бы никогда не появиться.

Этот случай стал не первым, когда Valve оказалась на грани краха. В начале своего пути компания провела сложные переговоры с Sierra, чтобы сохранить права на дистрибуцию Half-Life, что впоследствии позволило ей создать Steam и подготовить почву для разработки Half-Life 2.

https://youtu.be/YCjNT9qGjh4