Матерый пират на пару со своей (горячей) сестрой пребывает на остров сокровищ, чтобы найти клад, но вместо добычи на месте героя ждет смерть от рук злого духа. Сестра, горько плача, уплывает в неизвестном направлении, а вы остаетесь один на один со случайным туземцем, который выкопал потерпевшего из могилы. Папуас на ломаном английском объясняет ожившему пирату про планы на будущее: теперь у него нет души, и если быстро не попросить помощи у магов, то он сойдет с ума и будет вечность гореть в аду. Привет, Dark Souls.

Что такое Risen 3, становится ясно в течение первого получаса игры: за некоторыми косметическими исключениями это «Готика», которая вышла на PC 13 лет назад. Только хуже. Здесь есть несколько островов, между которыми можно свободно перемещаться на корабле — через загрузочный экран, а не как вы там себе сейчас вообразили. Сами острова — тоже открытые, с персонажами, заданиями, тайниками и монстрами. Убивать их очень трудно: чудища и экзотические звери атакуют группами, они очень сильны и имеют совершенно скотский запас здоровья. Вы знаете, куда и зачем нужно идти, но не можете сделать этого, потому что к цели нужно пробиться через орду обезьян, кабанов, страусов и других неописуемо подлых сволочей. На это у вас уйдет около шести часов непрерывной игры. Вместо того, чтобы заняться делом и хоть чуть-чуть вникнуть в сюжет, вы будете бегать по пляжу и хлестать шпагой морских чертей и крабов, потому что иного способа развить персонажа в дебюте Risen 3 нет. Еще нужно будет собирать ракушки в поисках жемчуга, потому что иначе вас ждет нищета. Когда жизнь более или менее наладится, и на горизонте появится первый город, где можно с кем-то поговорить, выяснится, что и сюжет сюда не завезли, и страдали вы попусту.

Следующие часы пройдут примерно так же: в окрестностях стартового города обитает много противников, с которыми придется безостановочно драться. Проблема в том, что Risen 3 — очень плохой боевик. Игра предлагает примитивную систему атаки и парирования, вместо которой проще и безопаснее всего кувыркаться из стороны в сторону И даже если исполнять эти трюки непосредственно под ногами у оппонента, размахивающего топором, его атаки не будут наносить урон герою. Делать это можно бесконечно: показателя усталости у героя нет. Попытка добавить в боевую систему тактики — провалена. Можно, правда, вложиться в развитие стрелковых навыков, но тогда Titan Lords превратится в самый уродливый на свете шутер от третьего лица.

Плохо все. Диалоги написаны ногами. Камера ведет себя отвратительно и меняет планы наперекор базовым принципам режиссуры. Задания придуманы для отвода глаз, чтобы заставить героя снова куда-то бежать и кого-то бить — и так по кругу. Противники идиотничают и часто не могут понять, как добраться до персонажа. Они застревают в камнях, путаются в кустах — а сам прославленный пират в это время кувыркается на одном месте в груде булыжников, потому что тоже застрял.

В этом контексте удивительно, за какие заслуги, кроме географических (и издатель, и разработчик игры находятся в Германии), жюри недавней Gamescom присвоило Risen 3 звание лучшей ролевой игры выставки. Piranha Bytes, наверное, уповали на современную тягу к возрождению классических RPG — см. Divinity: Original Sin, грядущие Wasteland 2, Pillars of Eternity — но не поняли главного. Нельзя просто так взять и выпустить игру тринадцатилетней давности еще раз. И самое интересное, что по сравнению с Titan Lords старинная «Готика» с ее органично сплетенной логикой повествования, блестящими диалогами и увлекательным сюжетом кажется куда более современной и отполированной. Piranha Bytes уже в четвертый раз взяла разбег в попытке повторить успех своей дебютной RPG, но в результате с довольно жалким выражением лица рухнула в пропасть. Надеюсь, на этот раз — с концами.