Прекрасные берега океанов, тропики, адски жаркие пустыни, штормящие ночи при -200 по Цельсию, кислотные дожди, фиолетовый космос: No Man’s Sky проехался по мозгу с изяществом парового катка, и теперь надо собрать все впечатления от этого путешествия (лучше воспользоваться английским словом trip) воедино. Задача не из лёгких, так что в ткани повествования могут возникать чёрные дыры и прочие космические аномалии.

Робинзон будущего

Приключения начинаются на достаточно бедной планете, рядом со своим разбившимся кораблём. Имущества — ноль, воздушное судно — не в кондиции, но в руках есть простейший лазерный резак. Перед первым полётом вас заставят хорошенько побегать, а заодно и изучить простейшие правила выживания в этом негостеприимном мире. Изотопы пополняют энергию боевых систем (как скафандра, так и корабля), оксиды — защитных, ну и так далее.

Затем идёт классический сюрвайвал/крафт, привычный всем фанатам данного жанра — проще говоря, выживаем и рукодельничаем. Дальше чиним ключевые системы корабля — и вперёд: космос открыт для вас, все 18 квинтиллионов планет. Хотя мы несколько забегаем вперёд: для межзвёздных путешествий нужен двигатель гиперпрыжка, и ради его сборки придётся ещё немного помотаться по окрестным небесным телам.

Красоты других планет

Но это совершенно не напрягает. No Man’s Sky дарит ни с чем не сравнимое ощущение полной свободы перемещения. Стоите вы, скажем, на твёрдой поверхности каменистой луны. И тут из-за горизонта медленно и величественно выплывает прекрасная планета с зелёными цветущими континентами и голубыми океанами.

Понятно, что этот факт уже общеизвестен, но всё же вдумайтесь: это не просто skybox, не какая-то анимация, заранее прорисованная в редакторе и натянутая на железную ловушку неба — это, мать её, реальная планета!

А значит, можно прямо сейчас всё бросить, сесть на корабль, слетать и посмотреть — а как там? Забраться на горы, побродить по лесам, изучить безумную фауну (ох уж эти миксы крупных динозавров, наивных грызунов и парнокопытных), залезть в пещеры за редчайшими минералами, ну и занырнуть в океан — выучить языки пришельцев в древних затопленных руинах.

И всё это — без единого пошлого экрана загрузки: на такое в современном игрострое не способен больше никто. Последние несколько лет умами смотрящих в ночное небо владели три космических симулятора — Star Citizen, Elite: Dangerous и No Man’s Sky. Первый вполне может оказаться фарсом и финансовой пирамидой — уж слишком всё затянули. Во втором можно садиться только на безжизненные каменистые планеты с нулевой атмосферой. А трёхсекундная статичная тряска на одном месте с надписью “Переход в режим планетарного полёта” — это, по сути, экран загрузки. И кроме того, в самой Elite даже нет посадок на эти унылые каменные шары. Чтобы они появились, извольте приобрести сезонный пропуск Horizons, который стоит почти как No Man’s Sky. В общем, вы поняли: NMS с лёгкостью выигрывает соревнование по бесшовному космосу и планетарным посадкам.

Величие космоса

Ну а теперь о том, что все эти планеты (и звёзды) объединяет — о космосе: он сказочно красив. У каждой звездной системы — свой оттенок. Одно светило может быть нежно-голубым, другое — кислотно-зелёным. Это накладывает свой отпечаток буквально на всё — от неба планет до открытого космоса. Передвижение по этому межзвёздному океану — отдельный визуальный опыт. Неспешный полёт на маневровых двигателях — это релаксация и чистой воды дзэн. На пульсовых окружающее пространство начинает ощутимо мазать, ну а при межзвёздном прыжке или переходе по “кротовой норе” астронавт погружается в кислотное марево.

Но даже это не сравнится с медленным приближением к планете. Облачные рисунки и очертания континентов постепенно сменяются горными грядами, равнинами и морями, которые затем превращаются во вполне конкретную локацию для исследования. Турбулентность при вхождении в атмосферу, нагрев обшивки, сгорание окружающего газа — в общем, красота, да и только.

Путешествие к центру сознания

Мы не случайно с самого начала описываем визуальные и эстетические впечатления. Как уже не раз было сказано, созерцание — это чуть ли не важнейший компонент No Man’s Sky. Потому что по геймплею здесь всё вполне понятно. Наша цель — центр Вселенной. На окраинах мироздания природа поскупилась — разновидностей минералов и веществ мало. Рецептов крафта, соответственно, тоже. Корабли небольшие и дешёвые, космические пираты не зубастые (если всемогущий генератор случайных чисел не даст сбой), на планетах нет агрессивных форм жизни, роботы-охранники прощают вам многие безобразия.

По мере продвижения к центру появляются как реальные плюсы, так и “прелести” жизни: дорогие звездолёты, мощные апгрейды, редчайшие минералы, сложные рецепты крафта, ночи под -200 градусов, кровожадные динозавры и безумные роботы, готовые испепелить вас за сбор одного-единственного кристаллика плутония.

Критики обвиняют No Man’s Sky в однообразии, и полностью отметать эту претензию нельзя. Действительно, цикличность на лицо: собрали минералов, скрафтили очередной апгрейд для двигателя гиперпрыжка, нахимичили немного межзвёздного топлива — и так постоянно. Ну разве что когда пираты с одного выстрела начнут убивать, надо остановиться в какой-нибудь системе, поторговать и приобрести себе новый звездолёт — помощнее.