Бои происходят в пошагомов режиме. Оппоненты обмениваются ударами по очереди, а последовательность хода определяется характеристиками монстров. Исход боя зависит от знания сильных и слабых сторон каждого из участников сражения и грамотного выбора атак. Атакующие приемы, как и сами покемоны, делятся на типы и переплетаются между собой в замысловатую таблицу уязвимостей и сопротивлений.

После примитивно структурированных локаций Pokémon Sun & Moon и Pokémon Sword & Shield в глаза сразу бросаются разветвленные и вариативные зоны региона Синно. Каждая дорога имеет несколько опций прохождения, некоторые из которых требуют наличия у игрока велосипеда или особой атаки, позволяющей, например, разбивать преграждающие путь камни или деревья. Подобные умения, к слову, можно использовать сразу из меню, а не целенаправленно учить своих монстров нужным техникам как в оригинальных версиях игры.

Pokémon Diamond & Pearl — это отличный фундамент для хорошего ремейка, но что же конкретно было добавлено в Brilliant Diamond & Shining Pearl? Разработчики уверяли общественность, что новый проект будет максимально «верен» своим корням, и это действительно так.

В римейке есть ровно 493 уникальных создания. Новым монстрам из более поздних проектов серии места не нашлось. При этом в игру все же был введен Fairy-тип существ, дебютировавший в шестом поколении франшизы, вместе с парочкой новых атакующих движений.

К разочарованию некоторых фанатов, Mega-эволюции все еще уверенно игнорируются, и ходившие слухи о добавлении оных в Brilliant Diamond & Shining Pearl оказались уткой. Система Dynamax, дебютировавшая в Pokémon Sword & Shield, также не представлена ни в каком виде.

К сожалению, разработчики полностью проигнорировали изменения Pokémon Platinum, в числе которых Battle Frontier, искаженный мир Гиратины, ребаланс покемонов у рядовых тренеров и лидеров стадионов, и многое, многое другое.

Актуальные веяния не обошли стороной общий уровень сложности игры. Опыт, начисляемый за победу над тренерами и дикими монстрами, распределяется по всей активной партии игрока. Сразу стоит оговориться, что эту опцию невозможно отключить, как, например, в Pokémon Sun & Moon. И все бы ничего, но уровни покемонов в сюжетных схватках остались ровно такими же, какими были в Pokémon Diamond & Pearl. Баланс оригинальной сложности оказался полностью потерян, из-за чего покемоны игрока будут превосходить монстров оппонента на 5, 10, а то и 15 уровней, что окончательно лишает игровой процесс какого либо интереса.