Одним из наиболее распространенных замечаний к «Ведьмаку» от Netflix было то, что он слишком далеко уходит от романов Анджея Сапковского. Видимо, это стало источником некоторого напряжения за кулисами: бывший звезда сериала Генри Кавилл утверждает, что «очень, очень настойчиво» добивался верности книгам, также заявив, что некоторым сценаристам они «явно не нравились». Безусловно, некоторые аспекты книг были упрощены для сериала, а в интервью польскому сайту Wyborcza, исполнительный продюсер Томек Багински объяснил, почему были внесены некоторые изменения: чем тоньше нюансы и комплексность, тем ниже охват.

Иногда изменения вносят по экономическим соображениям. Но нужды международной аудитории, особенно западной, и, в частности, прибыльного американского рынка, также необходимо учитывать — по крайней мере, так считает Багински. Он сказал, что столкнулся с «ограничением по восприятию» у американской аудитории несколько лет назад, когда он рекламировал незавершенный фильм под названием Hardkor 44 — научно-фантастический пересказ Варшавского Восстания.

Я пытался объяснить: было восстание против Германии, но русские были за рекой, и на немецкой стороне также были солдаты из Венгрии или Украины. Для американцев это было совершенно непостижимо, слишком сложно, потому что они выросли в другом историческом контексте, где все было упорядочено: Америка всегда хороша, остальные — плохие парни. И никаких осложнений.

Когда сериал снимается для огромной аудитории, с разным опытом, из разных частей мира, и большая часть из них — американцы, эти упрощения не только имеют смысл, они необходимы. Это больно для нас и для меня тоже, но более высокий уровень нюансов и комплексности будет иметь меньший охват, он не дойдет до людей.

Звучит все это несколько странно и некоторые американцы даже оскорбились от таких заявлений. Тем более, что продюсер говорит об этом, словно о национальной характеристике всего населения. Безусловно, в США достаточно населения, способного потреблять только пережеванный контент в виде реалити-шоу и селебрити-историй. Но таких хватает в любой стране, и это явно не повод отуплять или упрощать шоу. Даже наоборот, оно должно мотивировать углубленное изучение первоисточника.

Кроме обвинения всех американцев, у Багински было еще несколько слов в защиту подхода Netflix к «Ведьмаку». В отдельном интервью с YouTube-каналом Imponderabilia он также обвинил детей, сказав, что воспитание на YouTube и TikTok оставило их без терпения к «более продолжительному контенту, а также длинным и комплексным цепочкам причин и следствий».

Стоит отметить, что позиция Багински имеет смысл в широком масштабе: если сериал недоступен широкой аудитории, то в наше время стриминговых сервисов далеко уйти не получится. Поэтому приходится принимать сложные решения. Да и книги из серии «Ведьмака» действительно сложны — с персонажами и фракциями, запутанными в слоях переплетающихся интриг и возни за власть. Могли бы шоураннеры Netflix справиться с такой сложностью в адаптации «Ведьмака»? Возможно, но это, почти наверняка, сделало бы шоу длиннее, повествование медленнее, производство дороже, при этом без гарантии успеха.

Третий сезон «Ведьмака» уже вышел — это последнее исполнение роли Геральта Генри Кавиллом. Оценки сезона пока очень смешанные.