Ностальгия всегда в моде. Ремейки, ремастеры, возвращение к ретро… При этом воссоздание классики порой даётся разработчикам куда сложнее, чем кажется. Любая забытая или проигнорированная мелочь, любое несоответствие духу того времени – и фанаты заклюют на месте. Когда дело касается ремейков и ремастеров, сила оригинала порой может вытащить на себе не принятые обществом новые художественные решения, но что касается подражанию старой эпохе? Тут все намного сложнее.

Дабы хорошо выступить в жанре old-school, не хватит просто графического исполнения в стиле ретро. Такие шедевры на все времена, как Quake или Blood радовали в свое время не только своим внешним видом, но и в целом были отличными играми с ураганным геймплеем. Да, тогдашний левел-дизайн, предполагающий поиск карточек доступа или ключей, сейчас не впечатляет, но благодаря скоростному отстрелу врагов и хорошему челленджу все это уходило в сторону, ведь играть было весело, да и сейчас тоже. Поэтому когда разработчики очередного современного “возвращения к истокам” выдают прекрасную стилизацию, но забывают про геймплей, их проекты оказываются быстро забытыми и никому не нужными. Эту истину ранее усвоил Дэвид Шимански, сделавший свой DUSK не банальным оммажем шутерам 90-х годов, а еще и зубодробительным и потрясающим экшеном. В результате его ждал успех и признание критиков и игроков. К сожалению, Graven в нынешнем состоянии раннего доступа пропустил все уроки, преподанные предшественниками.

Игра открывается небольшой зарисовкой (в прямом смысле) про нашего героя – служителя Ортогонального ордена, которого сослали в изгнание за то, что он пошел против своих ради спасения дочери от жертвоприношения. Его отсылают в мрачные места, пораженные чумой, которая породила весьма неприятные создания. И на этом в данный момент сюжет пропадает, никакого развития нет. В принципе, если убрать интро и сделать протагониста безликим, игра почти ничего не потеряет.

С первых шагов обращаешь внимание не только на графику, но и окружение. В отличие от того, что мы видели в праотцах этой игры, Heretic и Hexen, здесь многие предметы подвластны физике. Казалось бы, вот оно раздолье для разработчиков – отработай минимальную программу в духе Half-Life 2, и получишь интересное слияние нового и старого. Однако, к сожалению, физика здесь тоже играет лишь роль показухи – практически не задействована в решении тех же загадок, и остается лишь гадать, почему Slipgate Ironworks решила проигнорировать данный аспект.

А вот на что авторы решили делать ставку, так это на повторение трендов бородатых времен. В результате мы имеем постоянный бектрекинг и архаичный левел-дизайн. Герой должен разбираться с врагами и искать ключи, но часто совершенно непонятно, куда идти дальше. Интересно, каким образом игрок, не исследующий каждый дюйм локации, должен догадаться, что ключ с эмблемой черепахи открывает те самые спрятанные под водой ворота? К сожалению, такого в предварительной версии Graven хватает.

И главная проблема заключается в том, что геймплей в игре на данном этапе просто скучный. Во многом это вина баланса: оружие в Graven слишкое мощное для того немногочисленного бестиария, что населяет локации. Все наземные противники убиваются простейшей тактикой – бей и двигайся вправо или влево, а летающие враги вообще не составляют проблем и спокойно уничтожаются стрелковым оружием, для которого боеприпасов куда больше, чем необходимо. 

Самое мощное оружие – меч, и его можно получить почти в начале игры, тем самым сбавив градус сложности почти в ноль. Смерти в Graven как таковой нет. При неожиданной кончине (по другому тяжело проиграть) система отбросит вас к точке респауна, оставив мир и ваш инвентарь в том же положении. В итоге никакого челленджа нет, и никаких боссов пока тоже нет. Разочаровывает и магия, которая нужна только для поджигания бочек, да паутины. 

Местами все это удивляет, ведь предыдущее демо отличалось и балансом в лучшую сторону, и более полезной магией, и местами даже лучшими художественными решениями. Нынешний же ранний доступ очень робко пытается ознакомить игроков с Graven, но словно боится выкладывать все карты сразу. В то же время здесь присутствуют неприятные баги, связанные с системой респауна (порой открытые двери превращаются в невидимые непроходимые стены) и вражескими ошметками, которые в состоянии запустить свою сеть авиалиний с доставлением клиента в неведомые страны с ультразвуковой скоростью.

Сейчас Graven тяжело рекомендовать для ознакомления – его потенциал совсем не раскрыт, а на одном визуале далеко не уедешь. Первый фидбек разработчиками уже получен, и они готовятся в ближайшее время не только исправлять баги, но и скорректировать некоторые спорные моменты, что дает небольшую надежду на куда более интересный проект в будущем. Главное – побольше энтузиазма и изобретательности, ведь на одном подражании классике не уедешь.

Автор: Ден Лещенко (dozensnake)

Читайте также: «Мы очень ценим игроков из России»: Разработчики World of Warcraft: Burning Crusade Classic ответили на вопросы GameMAG.ru.