Строго говоря, Obsidian случалось выпускать, как бы это помягче, недопропеченные проекты… В нынешние времена деньги в игровой индустрии вращаются не самые малые – и как любой крупный медийный бизнес, ошибки игрострой прощает редко и неохотно.

На судьбе студии это сказалось самым что ни на есть прямым образом, и деньги на завершение проекта Pillars of Eternity пришлось просить на Kickstarter’е. Для счастья требовалось ни много ни мало – четыре миллиона долларов. Вполне вероятно, что, не завершись затея благополучно, не было бы ни игры, ни самой студии.

Между прочим, обещания и анонсы разработчиков были медоточивы и весьма щедры – вот, к примеру, Джош Сойер гарантировал возвращение к жизни традиций сразу и Baldur’s Gate, и Planescape: Torment, и Icewind Dale… для понимающего геймера со стажем – звучит, как музыка. Как изометрическая такая, красочная, увлекательная олдскульная музыка.

И на самом деле нас ждет именно классика: история избранного, рассказанная по старинке, в антураже и манере историй конца 90-х.

Прошлое в герое и прошлое в игре

Имя, раса, пол главного героя особой роли для отведенного ему сюжетом удела не играют – как говорится, можно быть хоть негром преклонных годов, абы Избранным.

Но кого бы ни сконструировал игрок, потрясение на входе в игру ждет нешуточное: потеря спутников, пугающий заговор, да еще и не то дар, не то натуральное проклятие в виде возможности прикоснуться к душе живого существа и узнать детали прошлой жизни оного. Как ни забавно, но именно такая особенность делает героя избранным в Дирвуде, где местные жители круто разобрались в одним из божества, после чего их детишки стали рождаться вообще без души.

Единственное спасение видится им в практикующих анимантию адептах, отдаленно смахивающих на психотерапевтов. Одним из них по сути будет и главный герой игры. Будто мало своих проблем, он начнет вспоминать собственные прошлые жизни – а это нехороший признак, обозначающий скорое наступление сумасшествия (подобных рехнувшихся мастеров в игре придется убивать, да еще и не один раз).

Pillars of Eternity – классическая партийная РПГ, настолько напоминающая о прошлом, что местами становится жутко, а местами прошибает ностальгия – тут вам и схватки, которые идут в режиме реального времени, зато запросто ставятся на паузу для того, чтобы спланировать дальнейшие действия и раздать новые ценные указания подопечным. Сходство с Балдурсом начинается с похожего внешнего вида интерфейса (в том числе, в торговле, диалогах и инвентаре) и игровые сообщения типа того, что перейти на следующую карту не выйдет, пока не подтянутся самые тормозные члены отряда. Тут и появляющиеся время от времени кружочки, цветом подсказывающие, является ли вашим другом фигурка на экране, или на нее следует немедленно натравить собственную команду, тут и навигационный курсор в виде разбитого на четыре сектора круга…

И, кстати, возможность остановиться отдохнуть в таверне – точно так же с выбором между более роскошным и более бюджетным номерами, в которых и отдыхается по-разному, с различными наборами бонусов.

Ну, а начинается узнавание старых добрых времен с долгого, обстоятельного создания персонажа. Тут и раса, и подраса, и класс, и стартовые умения, и голос-внешность-портрет, и биография, и даже культура. Соответственно, очень разным образом народ отнесется к потомственному аристократу, торговцу, бродяге, колонисту или бывшему рабу.

Классы тут, наряду с типичными, ординарными и заурядными, встречаются и весьма занятные, типа чантера, который произносит коротенькие мантры, работающие на бонус команде либо на ущерб врагам. Каждый класс, как и раса, влияют на спектр начальных бонусов и навыков, а по мере роста уровней придется не только повышать характеристики и учиться новым умениям, но и подбирать дополнительные пассивные таланты.

В отличие от уже привычных узких специализаций здесь вполне реально собрать варвара, который (Конан в Аренджуне) великолепно скрывается в тенях, вскрывает замки, убалтывает лохов и так далее. Более того, восприятие, интеллект и решительность понадобятся любому персонажу – ведь без ума резко ограничивается выбор реплик в беседе!