Сегодня


Сегодня

4
435

Стефан Д’Астус (Stephane D’Astous) — основатель и бывший генеральный менеджер Eidos-Montréal, студии, которая создала последние Deus Ex, Thief и Guardians of the Galaxy. В октябре 2013-го он покинул компанию, а теперь дал интервью GamesIndustry.biz, где поделился своим видением того, почему его команда не смогла расправить крылья под контролем Square Enix.

О своём уходе

Д’Астус говорит, что не слишком удивился, когда Square Enix решила продать Eidos-Montréal: мол, к чему-то такому всё шло ещё в 2013-м:

Такое развитие событий можно было предугадать. Я ушёл потому, что в головном офисе многого не хватало. До Square Enix у Eidos сложились превосходные команды разработчиков, но у них не было достаточных знаний о том, как продавать свои игры. Это было очевидно.

Если не считать Tomb Raider в те годы (это была совсем другая эра), то великолепные игры Eidos и серия Hitman могли стать проектами на шесть, семь, восемь миллионов копий. Deus Ex тоже мог стать таким. Не поймите неправильно, мы достигли хороших показателей, но мне всегда казалось, что способы, которыми Eidos продаёт игры, были слишком традиционными и общепринятыми. Не хватало инноваций. И из-за этого страдали тиражи игр, несмотря на их качество.

Когда Square Enix купила Eidos в 2009-м, я надеялся, что это изменится.

О неудаче Thief

Первый проект Eidos-Montréal — Deus Ex: Human Revolution завоевал общемировое признание и моментально вывел студию в высшую лигу. А вот Thief 2014-го встретили прохладнее.

Впрочем, Д’Астус считает «Вора» одним из своих лучших проектов. Он уверен, что всё могло бы быть иначе, если бы команде удалось выкроить дополнительные девять месяцев на производство:

Мы сделали всё, что было в наших силах. Нам пришлось тяжело. Такова жизнь в разработке игр. Не всё взлетает. Но мы были близки, не хватало нескольких завершающих штрихов.

Команда Deus Ex была одной из сильнейших, которые мне доводилось собирать. Они стояли друг за друга горой. Они понимали сложности впереди. В Thief у меня уже не было такой роскоши — иметь костяк из людей, которые уже работали вместе раньше. Поэтому я нанял талантливых людей, очень талантливых, но у них не было возможности поработать вместе до этого. Вероятно, это одна из причин, почему всё прошло не так гладко, как с Deus Ex.

О неудаче Marvel’s Avengers

В середине 2010-х Square Enix подписала контракт на несколько проектов с Marvel. Как мы знаем, в итоге вышли Marvel’s Avengers (слабые отзывы, слабые продажи) и Marvel’s Guardians of the Galaxy (отличные отзывы, слабые продажи).

Может, когда подписывали контракт, супергерои были популярны. Они до сих пор привлекают много внимания, но начинают надоедать. Особенно в играх — мало кому удавалось выпустить успешный проект с супергероями. Всегда есть Бэтмен от ребят из Rocksteady. Есть Человек-паук. Но среди всех людей, кто таким занимался, доля успешности супергеройских игр оказалась не слишком хорошей.

Может, это рассматривали как простой путь. Может, думали, что продавать супергеройскую игру проще, чем традиционную.

О нереалистичных ожиданиях Square Enix

У Square Enix сложилась репутация компании, которая всегда недовольна продажами своих игр, даже когда тиражи составляют многие миллионы копий. Внутри Eidos тоже витали схожие чувства: чего от них ожидает головной офис?

Как вспоминает Д’Астус, на финансовом отчёте за 2012 год выяснилось, что от группы Eidos планировали получить $65 миллионов прибыли, а группа принесла только $65 миллионов убытков.

Мы были ошеломлены. Особенно из-за того, что на тот год у нас не было запланировано релизов.

Eidos стала беспокоиться за свою судьбу. Д’Астус пытался узнать у лондонского менеджмента Square Enix, что делать студии. Но там ничего толком не говорили.

Стало нарастать напряжение — и от моих подчинённых ко мне, и от меня к моему начальству. Полагаю, когда люди попадают в кризисную ситуацию, можно чётко увидеть их ценности и поведение. И мне не понравилось то, что я увидел. Там очень не хватало лидера, мотивации и желания разговаривать. И когда нет таких базовых вещей, ни один сотрудник не сможет правильно работать, особенно когда ты возглавляешь студию.

Я терял надежду, что Square Enix Japan сможет сделать с Eidos нечто великое. Я терял уверенность в своём головном офисе в Лондоне. В ежегодных финансовых отчётах японский офис всегда добавлял пару фраз: «Мы разочарованы определёнными играми. Они не достигли наших ожиданий». И под этим они подразумевали только игры, сделанные не в Японии.

О продаже западных студий Square Enix

В мае 2022-го Square Enix объявила, что передаст Eidos-Montréal, Crystal Dynamics, Square Enix Montréal и их франшизы в пользу Embracer Group. Сделку оценили в $300 миллионов, что для пакета столь сильных активов звучит как смехотворная сумма.

Д’Астус тоже удивлён — например, Embracer купила Gearbox за $1,3 миллиарда:

У [Gearbox] около тысячи сотрудников. У Eidos около тысячи сотрудников. У [Gearbox] есть Borderlands и другие штуки, но у Eidos франшиз раз в пять больше. Так почему за Eidos отдали в четыре раза меньше? Наверное, она мало кому была интересна. К сожалению, это признак того, насколько нездоровый у Eidos потенциал.

Для меня это выглядело как крушение поезда в замедленном времени. Можно было понять, что поезд движется не туда. Может, отсюда и $300 миллионов. Это правда немного. В этом нет никакого смысла.

Д’Астус не знает, насколько японский офис Square Enix виноват в шатком состоянии Eidos, но утверждает, что «некоторые плохие решения точно пришли из Лондона».

О будущем Eidos в составе Embracer

Д’Астус осторожен в своих оценках того, как пойдут дела у Eidos под крылом Embracer:

Не знаю, какой из Ларса Вингефорса управленец. Ну то есть да, студиям нужна определённая автономия, но автономия хорошо работает там, где есть чёткое видение. IO знала, что она будет делать. Я думаю, она не смогла добиться своих целей внутри Eidos из-за головного офиса, поэтому без него её жизнь изменилась. Но я бы оставлял группам независимость, если бы они доказали, что у них есть чёткий план, ноу-хау и лидер. Я упоминал боссов, которые ушли из трёх студий Eidos. Я был не один, кто ушёл, — и не просто так.

Надеюсь, Ларс всё оценил, провёл подробные разговоры и узнал план [Eidos]. Потому что их план в предыдущие десять лет явно оказался неудачным. Не знаю, окажется ли план на следующие десять лет лучше, потому что те же самые люди остались на месте. Там всё ещё сидят те же самые игроки.

И если изменений не будет, поезд продолжит крушение.

Ходят слухи, что Square Enix избавилась от западных студий потому, что её хочет поглотить Sony, а Sony заинтересована только в японских ветвях Square Enix. Д’Астус повторяет эти слухи и добавляет: если это правда, то понятно, почему Square Enix продала Eidos настолько дёшево.