На минувшей неделе вышёл новый эпизод интерактивного сериала The Walking Dead – 400 Days. Мы прошлой осенью как-то упустили возможность поговорить об одной из самых титулованных игр 2012 года; теперь же появился отличный повод для рецензии и обстоятельного обсуждения.

Напоминать лишний раз о том, что истории про зомби и пост-апокалипсис находятся в самом тренде, наверное, необязательно – выходят фильмы и сериалы, пишут комиксы и романы, а игр про зомби вышло уже просто какое-то неприличное количество. Но, пожалуй, наиболее полно эту тему раскрывает ТВ-шоу «Ходячие мертвецы» (сюжет, впрочем, позаимствован из одноимённого комикса), где грамотно используются все существующие сценарные приёмы из зомби-хорроров: выживание маленькой группы, конфликты между людьми, войны с другими группировками и периодическая гибель (со всем присущим драматизмом) важных персонажей. Как и задумано, популярный сериал с канала AMC не столько про ожившие голодные трупы, сколько про человеческие отношения.

За последние годы разработчики из Telltale Games неплохо набили руку, работая над интерактивными историями – хороших оценок заслужили игры на знакомую тематику Jurassic Park и Back to the Future (по сути, их можно считать неканоническими продолжениями оригинальных картин). Особенно работа калифорнийцев ценна тем, что им удалось серьёзно поспособствовать возрождению жанра адвенчур, который в начале прошлого десятилетия практически умер. Сегодня традиционный геймплей с изучением сцены и взаимодействием с объектами нашёл удачное сочетание с кинематографичной постановкой — если бы не грубоватая и нарочито «мультяшная» графика, то всё это выглядело практически как фильм. Впрочем, надо понимать, что здесь всё обходиться без колоссальных бюджетов и поддержки крупных компаний – Telltale издаёт свои проекты самостоятельно.

В прошлом году студия продолжила линейку своих проектов, выпустив пять эпизодов The Walking Dead. С выбором темы разработчики, конечно, угадали – драма про зомби оказалась настолько востребованной, что игра показала какие-то космические коммерческие результаты, а вдобавок ещё и получила награды «Game of the Year» от более чем 80 изданий. Впрочем, сомнительно, что TWD в чём-то принципиально превосходит предыдущие работы Telltale – эти премии можно назвать поощрительными. Во-первых, игры выдернула из болота целый жанр; во-вторых, за 2012 год вышло не так много действительно выдающихся игр.

Более того, The Walking Dead в сценарном плане сильно пытается соответствовать сериалу и комиксу; грубо говоря, у разработчиков толком не было простора для фантазии. Здесь всё слишком типично: неторопливые и туповатые мертвяки, сложности в отношениях внутри группы, действительность рухнувшего мира, даже персонажи – практически всё как на подбор стандартные типажи из всевозможных фильмов. Проблема в том, что игра почти не удивляет тех, кто хоть чуть-чуть знает известные повествовательные приёмы – трагические потери и сюжетные повороты (за некоторыми хорошими исключениями) обычно легко предсказуемы и считываются сильно заранее.

С другой стороны, подобные претензии сложно применить к традиционным играм. Telltale Games очень аккуратно подаёт события; эмоциональные моменты органично чередуются с «разгрузочными», а весь сюжет в течение пяти эпизодов выстроен на основе правильной трёхактовой структуры. The Walking Dead – это больше кино, чем игра, поэтому и отношение к повествовательной части соответствующее.

Из этого следует ещё одна проблема. Именно играть в TWD – откровенно скучно. Особенно, если вы видели до этого, например, Heavy Rain. В последней были динамичные QTE-сцены с интуитивным управлением; получалось так, что во время захватывающих моментах пользователь действительно чувствовал собственное участие. Здесь же нет никакого чэлленджа; я бы сказал больше – геймплей отсутствует как таковой. От игрока зависит лишь выбор реплик, да периодические нажатия двух кнопок в нужные моменты (долбление по одной или выстрел из прицела). Но особенно удручают эпизоды, которые начинаются со слов главного героя «I’m going to look around» — это унылые сцены, где персонаж исследует небольшой пятачок территории. Получает почти что тупейший пиксельхантинг – нужно лишь потыкать во все интерактивные значки и посмотреть на результат умственные усилия или логика – это уступает место обычному перебору. Кроме того, такие отрезки здорово сбивают общий темп повествования.

Ну и к самому главному – ветвящемуся сюжету и последствиям выбора игрока. The Walking Dead подаёт ключевые моменты как-то совсем топорно. Скажем, в здание врываются зомби и хватают двух членов группы; протагонисту Ли нужно в срочном порядке выбрать кого спасти. Знаете, это какой-то совсем примитивный способ манипулирования – в такие моменты играющий чувствует себя безвольной марионеткой, которой предоставляют право выбирать в строго отведённые моменты (ну и сами опции, в общем-то, слишком бинарные, что ли). Это не было бы так плохо, если бы подобные эпизоды не случались по несколько раз за серию – в хороших историях важное происходит, как правило, из-за совокупности обстоятельств, а не раз за разом из-за одного-единственного решения.

Тем более что хвалённая интерактивность достаточно условна. История всё равно развивается по одному сценарию. Например, кого бы игрок не оставил в живых в первой серии – мужского или женского персонажа, — в следующих сюжетно-важных ситуациях для счастливца (неважно какого) уготована всё равно вполне конкретная судьба. Соответственно, проходить The Walking Dead по второму разу – не имеет никакого смысла.