Halo – отличный пример того, насколько геймерская культура в России отличается от западной. Серия пользуется невероятной популярностью. Тем временем, в нашей стране про это франчайз, слышали не многие. Зато многие играют через orca88 зеркало в игровые автоматы, получают удовольствие и прибыль.

Впрочем, причины проанализировать несложно. Прежде всего, на российском рынке практически не был представлен Xbox, на котором и вышли первые две Halo (потом они, правда, были портированы на ПК, но в совершенно неудобоваримом виде). Во-вторых, все дальнейшие сиквелы в текущем поколении так и не появились за пределами X360-экосистемы. И, наконец, как-то далёка от сердца и умов наших соотечественников оказалась своеобразная стилистика серии – «пластиковое» космическое фэнтези, смешные инопланетяне и сюжет, для четкого понимания которого неплохо бы почитать сопутствующие романы по Halo.

При этом первая Halo совершила настоящую революцию в жанре шутеров. Именно с неё все стали поголовно копировать идею с авторегенерацией здоровья, двумя типами оружия и модель консольного управления – игра с блеском продемонстрировала насколько удобно стрелять с геймпада. Появилось понятие «хэйло-клон», одним из наиболее ярких представителей которых, кстати говоря, является серия Call of Duty. Ну и техника на аренах сражений также впервые появилась отнюдь не в Battlefield 1942, а именно в Halo. В казино arhidoka.ru, к слову, вы найдете одноименный игровой автомат.

Первая трилогия была посвящена столкновениям человечества и империи Ковенант в XXVI веке. Чужие мечтали совершить Великий Поход и активировать загадочные Ореолы – искусственные кольца-планеты, построены Предтечами, давно вымершей сверхразвитой цивилизацией. Древние артефакты создавались в качестве оружия галактического поражения – для борьбы с Потопом, расой паразитов, управляемых единым разумом. Предтечи в своё время так и не успели «включить» Ореолы – паразиты успели нанести последний сокрушительный удар по врагу.

В финале Halo 3 Мастер Чиф спас всё живое Млечного Пути от последствий активации Ореолов, но не успел уйти с Ковчега (завода по строительству колец-планет) и остался дрейфовать в открытом космосе. Спустя четыре года протагонист просыпается после криосна и обнаруживает обломки своего корабля рядом с неизвестной планетой. Неслучайным образом рядом оказались и остатки разбитой армии Ковенанта.

Студия Bungie, создавшая серию, попрощалась со своим детищем, выпустив спин-офф Halo: Reach. После этого за продолжение взялась 343 Industries, пообещав выпустить новую трилогию о Мастере Чифе. Halo 4, по всей видимости, станет одним из последних высокобюджетных эксклюзивов для Xbox 360, а пятая и шестая части выйдут уже на консоли нового поколения.

Новые разработчики явно переживали относительно взятой на себя ответственности за серию. В начале и в финале игры нам демонстрируют смешное сообщение от 343 Industries, дескать, спасибо за оказанную нам честь, это наша первая игра по великой вселенной, если мы накосячили – звиняйте, дальше будет только круче.

Действительно, Halo 4 при всех её достоинствах уж очень сильно оглядывается на предшественников. Новых идей категорически немного, а ряд сцен и эпизодов и вовсе отдают копипастой из предыдущих частей. К примеру, половину одиночной кампании мы сражаемся со всё теми же ковенантами – за четыре с половиной игры (если не считать Halo 3: ODST за полноценную часть) эти враги уже просто осточертели. В конце концов, союз инопланетян был разбит и побежден – куда они снова-то лезут?

Хотя на таинственном мире мы встречаем и новых противников – прометеанцев, стражников тех самых Предтечей, которые, оказывается, вымерли не совсем в полном составе. При сражении с этими неприятелями Halo 4 вдруг становится похожей на достойный сиквел: появляется новое шикарнейшее оружие, приходиться серьёзно менять тактику поведения на поле битвы. Неплохо получились и «смешанные» эпизоды, где участвуют сразу три стороны: мы, ковенанты и прометеанцы – эдакий весёлый хаос с уместной непредсказуемостью.

Жаль, что только половина сюжетной кампании предлагает что-то новое – 343 Industries явно опасалась что-то серьёзно менять, по всей видимости оставив, интересные идеи для Halo 5. Зато, в отличие от игр Bungie, четвёртая часть не страдает безликим дизайном уровней – локации не состоят из одинаковых комнат и этажей, а все эпизоды разительно отличаются друг от друга. Сначала главный герой путешествует по привычным по серии местам, вроде интерьеров космического корабля или зелёных просторов чужого мира. Затем Мастеру Чифу приходиться исследовать необычные строения Предтечей – здесь внешнее убранство помещений чем-то напоминает виртуальную реальность из фильма «Трон»; контрастные и яркие цвета, необычные формы и много неонового свечения.

Сюжет подан тоже несколько по-иному. История стала более эмоциональной: главной мотивацией протагониста становится спасение его напарницы, искусственного интеллекта по имени Кортана. «Девушка» начинает страдать безумием – необычный компьютер не живёт больше семи лет, а к началу событий игры «срок годности» Кортаны уже превышен. При этом героиня здорово прописана и сыгранна – к необычной спутнице Чифа проникаешься искренним сочувствием и даже начинаешь сопереживать.

Параллельно герой начинает противостояние одному из выживших Предтеч – Дедакту, желающему уничтожить всех людей. Как уже отмечено выше, Halo 4 является лишь первой главой новой длинной истории, поэтому игра заканчивается ожидаемым многоточием в стиле популярных телесериалов.

Сюжетные кампанию можно пройти и кооперативом на четверых – хотя все игроки будут выглядеть как Мастер Чиф, а кат-сценах будет присутствовать лишь один герой. В принципе, этот режим не более чем приятный бонус, а всё совместное веселье остаётся за традиционно отличным мультиплеером. В Halo 4 собраны, пожалуй, все возможные режимы для современных шутеров – перечислять названия смысла нет, каждый найдёт что-то себе по вкусу. Продуманная структура карт, множество вариантов кастомизации своего персонажа, адекватная система классов, всегда полные серверы игроков – стрелять по «живым» людям в игре одно удовольствие.

Halo 4 вполне годится для начала знакомства с этой вселенной – например, в этой рецензии более чем в достаточном объёме описана завязка, в остальных событиях нетрудно разобраться исходя из контекста происходящего. Пожалуй, такая и должна быть «переходная» игра от новой студии: много отсылок к прошлому, что-то своё и новое – всё это в почти идеальном исполнении. Такими темпами Halo 5 имеет хорошие шансы получить максимальный балл.

Достоинства:

  • великолепно срежисированная одиночная кампания;
  • высокий темп игры – скучно вообще не бывает;
  • красивый дизайн и отличная графика;
  • интересная история в рамках детализированной вселенной;
  • образцовый мультиплеер;
  • почти идеальный консольный шутер.

Недостатки:

  • слишком сильный упор в идеях на предыдущие игры – иногда всё скатывается до банального повторения.