Если еще два-три года назад большинство 1st person «шутеров» разрабатывалось в первую очередь для РС (и только потом, при хорошем раскладе, их портировали на консоли), то за последние год-полтора ситуация изменилась практически кардинально. Некогда популярный на компьютерах жанр, благодаря стараниям онлайновых служб ХВОХ и PlayStation 2, завоевал немало поклонников в «приставочном» лагере, что повлекло за собой массовую переориентацию девелоперов.

Теперь уже «писишным» пользователям приходится терпеть все «прелести» портирования в виде нерадивого управления, кривого баланса, консольной системы сохранений и, самое главное, заниженного уровня графической детализации. Разработанный для ХBОХ и РС легендарной канадской компанией Digital Extremes (авторы Unreal, Unreal Tournament) футуристический fps Pariah страдает всеми вышеназванными недостатками. Дополняют их сумбурный сюжет, убогие ролики и скоротечность общего прохождения игры, которая вполне может оказаться самым заурядным шутером этого года.

Отдаленное, мрачное и постапокалиптическое будущее. Гигантские космические корабли свободно бороздят открытое межзвездное пространство. На одной из таких посудин с изрядно потрепанной старушки земли, превращенной сценаристами в огромный тюремный комплекс, вылетает доктор Джэк Мэсон. Его миссия заключается в сопровождении к месту назначения хрустального криогенного саркофага со спящей красавицей Кариной внутри. Бодрствовать девушке не позволено по причине того, что в ее венах обитает страшный вирус.

И все было бы хорошо, да только заключенные одной из колоний устроили бунт, захватили баллистические ракеты и сбили взлетающий корабль. После крушения, как и полагается, выжили двое – Джэк и Карина, которая тут же, не приходя в сознание, попадвет в плен. Доктор идет по следу ее похитителей, готовый бульдожьей хваткой вцепится в горло любому, кто осмелится встать у него на пути.

Первое, что бросается в глаза, когда игра начинается и управление раздосадованным героем оказывается в наших руках, — это резкий контраст между великолепными, мягкими световыми эффектами, детальными текстурами, качественными пиксельшейдерными эффектами и простоватой, кубической архитектурой местного ландшафта. Нагромождения скал, валунов и булыжников, среди которых разбросаны останки корабля, выглядят так, словно на их создание полигоны тратились с особой скупостью.

Внутренние помещения игровых уровней также страдают недостатком полигонов и обилием простых, рубленых форм, хотя в их случае это заметно уже не так сильно. Всему виной, конечно же, скромные возможности майкрософтовской приставки, под которую игра и была изначально заточена (PS2-версия так же должна вскоре увидеть свет). И только качество моделей главных героев и их врагов вполне дотягивает до современного уровня. Полигонов на них уже не жалели, наделив при этом множеством деталей и сносной анимацией. Физику обсчитывает прославленный HAVOK 2.0, но работы у него совсем не много. К тому же движения героя (особенно плавные, почти что «лунные» прыжки) достоверными назвать трудно.

Еще одним досадным разочарованием становится вопиющая краткость ее прохождения. Восемнадцать уровней (каждый из которых можно пройти, заново выбрав его из меню) без всяких напрягов, на «normal», пробегаются за четыре–пять часов игрового времени, не предоставляя при этом игроку ни единого более-менее сложного эпизода. Даже пара финальных «боссов» бросить реальный вызов игроку не способна.

Скоротечный боевой путь доктора Мэсона начинается на украшенных куцыми деревцами каменистых пустошах, разочаровывающих своей простотой и однообразием. Далее идут однотипные промышленные зоны (рабочие помещения которых соединены непременными лифтами) и не менее тоскливые тюремные коридоры охваченные бунтом заключенных.

Для того чтобы хоть немного разбавить однообразие геймплея, разработчики вводят в игру некоторые консольно-аркадные элементы. Из крупнокалиберной пушки, установленной на платформе мчащегося по каньону поезда, необходимо сбивать штурмовые катера неприятеля. Находясь на борту одного из таких катеров, уже из своего собственного оружия, следует отстреливать приближающиеся ракеты, выпущенные с соседнего, идущего параллельным курсом корабля. Присутствующие практически во всех современных шутерах поездки на различного рода футуристических авто- и мотодевайсах, в Pariah также имеются. Но поскольку управление всеми транспортными средствами вынесено на мышь, ничего, кроме раздражения, подобные поездки не приносят. Благо, общего игрового времени занимают они немного.

Единственным светлым пятном игры стала любопытная система апгрейда оружия. В разбросанных по уровням тайниках разработчики заботливо припрятали определенное количество так называемых Weapon Energy Core. Эти небольшие капсулы в специальном меню прикрепляются к любому из шести видов оружия, добавляя ему дополнительные свойства. Для каждого экземпляра существует возможность совершения трех апгрейдов. Для первого усовершенствования необходимо одно энергетическое ядро, для второго — два, для третьего — три. Модернизация арсенала, предоставляющая гораздо более комфортные условия ведения боя, становится довольно-таки увлекательным процессом, стимулирующим внимательное и тщательное изучение игровых пространств.

Оглушительный успех первого, а затем и второго Halo, конечно же, породил массу футуристических шутеров, в большей или меньшей степени копирующих знаменитое детище Bungie. Pariah, безусловно, является одной из таких подражательниц. Может быть, не самой плохой, но и далеко не самой удачной. И если для какой-нибудь малоизвестной студии подобный проект мог стать предметом гордости, то для многоопытной Digital Extremes данная игра превратилась в постыдную попытку срубить легких денег на чужой популярности. Причем аппетит свой создатели «Нереальных турниров» явно не удовлетворили. Потому как в недрах компании ускоренными темпами создается сиквел, качественных изменений от которого ждать, увы, не приходится.