Хорошая головоломка — это не только набор последовательно усложняющихся задач, но и полноценная форма медитации. Возможность переключить внимание с мирских забот на анализ шифра и поиски ключей к его решению. Поэтому создание интересного пазла — это всегда процесс поиска очень тонкого и хрупкого баланса.

В 2015 году студия Croteam достигла своего эквилибриума — мир увидел головоломку The Talos Principle, где и нужно было решать набор последовательно усложняющихся задач, находясь в состоянии спокойной медитации. Игра удачно использовала идеи древнегреческой философии и мифов о сотворении мира для создания запоминающегося фона, пока безымянный робот под руководством игрока двигал всякие ящики, пропеллеры и прочее футуристическое оборудование.

Теперь пришло время для The Talos Principle 2 — большого и амбициозного продолжения оригинального проекта, которое уверенно старается найти свой собственный баланс. Забегая вперед отметим, что сиквел с поставленной задачей великолепно справился, даже несмотря на то, что минималистичная конструкция первой части была дополнена множеством новых (и неожиданных) элементов.

В первые полчаса геймплея The Talos Principle 2 ловко мимикрирует чуть ли не под аддон для прошлой игры — те же декорации, те же пазлы, тот же принцип их решения. Даже энигматичный голос в облаках — и тот вам будет хорошо знаком. Однако далее следует большой сюрприз. Главный герой, тысячная машина (для сокращения — 1K), просыпается от плена компьютерной симуляции и обнаруживает себя в Новом Иерусалиме. Город возведен силами других машин, в том числе протагонистом первой части, и представляет из себя пышный мегаполис, пусть и с крайне ограниченным числом жителей.

Здесь же новинка объясняет, что помимо эволюции в процессе создания комплексных пазлов разработчики из Croteam постарались сделать большой шаг в отношении повествования. Если в первой игре история подавалась преимущественно линейным образом, где протагонист следовал наставлениям божественных сил, то сиквел предлагает куда более живой нарратив. По всему Новому Иерусалиму бродят другие машины — роботы со своим уникальным характером, восприятием и образом «мышления». Со многими из них можно поговорить — обсудить вопросы бытия, культуры и вполне прозаические проблемы. Диалогов много, и они очень здорово написаны, поэтому даже при обсуждении сложных вещей или концепций не возникает никакого отторжения или чувства, что вы находитесь на скучной лекции — машины специально сделали очень живыми.

Для того, чтобы прозрачно показать новую, более открытую структуру The Talos Principle 2, разработчики предлагают игрокам отвлечься от основного сюжета и посвятить время спокойному исследованию города. Посмотреть на его жителей, музей, архитектуру. Поискать секреты или милые пасхалки. В общем, оставить головоломку на попозже, что заметно сильно контрастирует с первой частью.

С другой стороны, если весь фоновый шум не слишком интересен, то ничего не мешает быстрее встать на сюжетные рельсы и отправиться к таинственной Мегаструктуре — основной загадке новой игры, вокруг которой и строится вся история.