Если сравнивать по эмоциональным ощущениям, то в целом, презентации Microsoft и Sony к будущему релизу Xbox Series X и PS5 оказались сопоставимы. По крайней мере для меня S.T.A.L.K.E.R. не представляет такого уж большого значения — слишком жутко было играть, чтобы прочувствовать всю прелесть, поэтому трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2 не вызвал какой-то бури.  

Обе компании представили пачку достаточно интересных проектов, однако ничего действительно неожиданного. С точки зрения блокбастеров, Halo Infinite даже выглядит как-то посредственно, несмотря на наличие крюка. При этом у Microsoft было полтора месяца, чтобы посмотреть на презентацию PS5, учесть ошибки и сделать ставку на то, что будет способно сорвать головы не только геймерам из СНГ. 

Перезапуск серии Fable был ожидаем, а после тизер-трейлера сделать выводы об игре нельзя. Действительно заинтересовала Avowed от Obsidian, развивающаяся во вселенной Pillars of Eternity, однако ее только анонсировали, практически никаких подробностей. 

И это только верхушка айсберга — игр показали действительно много, на все вкусы и разных масштабов. Команда Xbox не просто так купила кучу студий. 

Обе компании показали свою первую «руку», но главное, что они показали — это не игры. Главным в обеих презентациях стало указание на то, в каком направлении будут развиваться PlayStation и Xbox в ближайшие годы. Судя по всему, стиль их кардинально отличается.

Sony первой полезла в петлю, продемонстрировав, что в целом продолжит двигаться своим темпом. На PlayStation 5 все также будет выходить множество мультиплатформ, а несколько раз в год станут появляться и эксклюзивы. За все поколение можно ждать несколько действительно крупных блокбастеров, игр, которые продают консоли. Подобно Uncharted, Spider-Man и The Last of Us. В целом, это классическая модель, даже если некоторые игры позже переберутся на PC. Даже наличие PlayStation Now для компании не столь важно, как способность продемонстрировать своими эксклюзивами, зачем геймерам покупать PS5.

На противоположной стороне спектра Microsoft, которая уже много лет заявляет про то, что для компании главная метрика — это не количество проданных консолей, а увлеченность геймеров. И команда Xbox делает все, чтобы увлечь геймеров. Не эксклюзивами — потому что все игры компании теперь выходят и на PC. Вместо этого Xbox старается просто заполучить для себя как можно больше разных проектов. Зачем? Чтобы стать Netlix игрового рынка.

Посмотрите на сервис Xbox Game Pass. Согласно последним цифрам, число пользователей перевалило за 10 миллионов подписчиков. При цене в $10/месяц, это 100 миллионов долларов ежемесячно. Выглядит внушительно, однако маловероятно, что Microsoft получает от сервиса большую прибыль. 

Одновременный выпуск игр в Xbox Game Pass означает, что гораздо больше геймеров смогут попробовать игру, но и заплатит за нее полную стоимость очень мало игроков. Тот же S.T.A.L.K.E.R. 2 уже на релизе будет входить в Game Pass, а значит Microsoft необходимо заплатить огромные деньги не только за временную эксклюзивность, но и за упущенную прибыль от продаж. 

Если учесть еще и запуск осенью стриминга xCloud, то достаточно заплатить $15 в месяц и играть во столько игр, во сколько хочется, без необходимости покупать Xbox Series X. 

Таким образом, Microsoft выходит из конкурентной борьбы при помощи эксклюзивов и вводит новые правила. Xbox Game Pass открывает геймерам огромную библиотеку — пусть и не блокбастеров. В итоге выигрывает геймер — ведь ему не надо платить по $60-$70 за копию и он может попробовать за выходные множество тайтлов, в поисках чего-то интересного. 

В краткосрочной перспективе PS5 будет предпочтительнее, просто потому что у компании есть студии, ради которых миллионы и покупают PlayStation. В то же время, в первые годы Microsoft предстоит вкладывать буквально миллиарды долларов, чтобы финансировать развитие Game Pass, довольствуясь относительно скромными доходами от Xbox. 

Однако в долгосрочной перспективе ситуация может поменяться. Потому что Xbox сможет «привязать» миллионы геймеров к практически халявным играм — ведь окажется, что миллионы пользовались Game Pass и не покупали игры. Их библиотеки будут включать лишь несколько сторонних тайтлов, не входящих в Game Pass. А значит придется продолжать оплачивать подписку.

Подписку, цена которой будет только расти. 

У Microsoft есть миллиарды долларов, которые она может вкладывать в Xbox, укрепляя свое имя, как аналог Netflix для игр. А сколько игр из предложенного комплекта вам понравится — не важно, ведь клиент уже «на игле». 

В конечном счете, ответ на вопрос — что брать, зависит от того, какие игры вам интересны. Пока же, самый выгодный вариант, это PS5 + PC с xCloud и Game Pass.