Причисляя кинорецензии к предвестникам успеха или провала на кассе, мы зачастую видим в них своего рода знаки, предсказывающие потенциальные сборы фильмов. Ранее исследователи указывали, что как позитивные, так и негативные обзоры связаны с кассовыми сборами, причем влияние негативных отзывов со временем уменьшается.

Однако ученые из Университета Калифорнии предполагают, что это не так.

Анализируя предварительные отзывы и кассовые сборы в первые выходные, исследователи перевернули представление о влиянии кинорецензий и обнаружили неожиданное явление.

Исследование под названием «Что отзывы предвещают о кассовых сборах в первые выходные: эффект предвестника провала в киноиндустрии» было опубликовано в журнале Marketing Letters в апреле.

Полученные результаты могут изменить то, как мы воспринимаем популярные предварительные отзывы. Авторы исследования говорят:

Мы утверждаем, что важно различать критиков, полагая, что влияние обзоров на кассовые сборы не одинаково для всех критиков. В нашем анализе мы показываем, что не все позитивные или негативные отзывы обязательно предвещают успех или провал фильма, соответственно.

— Пантелис Лупос, доцент по маркетингу и бизнес-анализу в Высшей школе менеджмента

В исследовании было проанализировано множество предварительных обзоров фильмов, написанных кинокритиками на сайте Rotten Tomatoes.

Исследователи хотели увидеть, могут ли они предсказать успех фильма на основе этих отзывов. Оказалось, что так называемые предвестники провала действительно существуют.

Интересно, что когда эти критики писали позитивные предварительные обзоры, они предвещали провал фильма. Наоборот, их негативные отзывы намекали на то, что фильм будет успешным. Чем сильнее был сентимент в любом направлении, тем сильнее был прогностический сигнал.

Например, он сказал, фильмы «Спасатели Малибу» и «Расхитительница гробниц» получили позитивные предварительные обзоры, но показали ужасные кассовые сборы в первые выходные.

Что еще удивительнее, это работает даже у топ-критиков. Как оказалось, экспертность не всегда приводит к точным прогнозам, сказал Лупос. «Этот удивительный результат вызывает сомнение в общепринятом убеждении, что позитивные отзывы равносильны большим кассовым сборам».

Для понимания этого парадокса исследователи использовали текстовый анализ, чтобы углубиться в стиль написания этих предвестников провала, выявив их черты и когнитивные предрассудки. Выяснилось, что предвестники провала склонны к формальному и аналитическому стилю письма, используя меньше местоимений, указывающих на самого себя.

Наш новый взгляд на роль личности критиков открывает новые пути к пониманию пространства кинорецензий. Важно признать, что киноиндустрия — это головоломка сложности и непредсказуемости.»

Для многих из нас результаты такого исследования едва ли будут удивительными. Особенно когда речь идет о Rotten Tomatoes, где случаи диаметральных оценок — обычное дело. Тут критики часто ставят фильмам высокие баллы, тогда как зрители низкие, и наоборот. Не говоря уж о случаях, когда RT банально удаляет негативные отзывы пользователей для искусственного повышения зрительской оценки.