В свое время «Неудержимые» были задуманы с целью вернуть «стероидные» боевики в мейнстрим. Идея Сильвестра Сталлоне собрать старых друзей и поиграть на ностальгии многим пришлась по душе. Казалось, что сейчас звездный состав из брутальных дедушек должен показать, как надо снимать подобное кино, ведь уже к середине 90-х герои боевиков стали видоизменяться. Они становились менее «стероидными», а в сюжеты все больше внедрялась личная драма. Ну а к середине «нулевых» из подобных героев остались лишь персонажи Джейсона Стэйтема, вроде «Перевозчика» и «Механика», а в остальном такие фильмы стали нишевым и малобюджетным.

Когда вышла первая часть Неудержимых, стало понятно, что никакой революции в жанре она не произведет, но желания людей смотреть на героев из прошлого оказалось достаточно для анонса сиквела. Второй фильм с Саймоном Уэстом («Воздушная тюрьма») в режиссерском кресле учел все недочеты первого, а для постановки трюков пригласили каскадера Чада Стахелски, который скажет свое весомое слово в жанре чуть позже, сняв «Джона Уика«. Сиквел «Неудержимых» получился весьма удачным. В нем плотно замешали юмор, самоиронию над героями и хорошие боевые сцены, а эпизод с Чаком Норрисом сделал этот фильм легендарным.

Казалось бы, надо развивать успех, но продюсеры во главе со Слаем решили двигаться дальше и задумали сюжет про передачу эстафеты более молодым героям, приправив это рейтингом PG-13 для расширении аудитории. В итоге поклонники остались разочарованы, а более молодая аудитория все равно прошла мимо. Единственное, что сейчас можно вспомнить из третьей части, так это забавного героя, которого сыграл Антонио Бандерас. К слову, вместо этого персонажа в продолжении появляется его сын. Видимо, Антонио не смог или не захотел сниматься дальше.

Многие думали, что после «Неудержимых 3» идею забросят, но в итоге, перебрав несколько разных концепций, четвертую часть все же выпустили. Авторы сделали правильные выводы из провала предыдущего фильма и вернули взрослый рейтинг. Кровь, оторванные части тела и много словесных перепалок – это то, что бросается в глаза практически сразу, настраивая на нужный лад. Герои шутят про старческие проблемы друг друга, про сексуальные девиации, и не боятся ругаться матом. Здесь много отсылок на разные фильмы участников проекта, а также пара весьма забавных шуток про Marvel. Лично мне очень запомнилась сцена, где один из персонажей читает объявления в газете. Шутка в ней очевидная, но от этого не менее смешная, что было заметно по бурному хохоту в зале.   

Начинается история на ближнем востоке. Там на одной из баз орудует злодей по кличке Сюатро (Ико Увайс). Вооруженный тонфами и огнестрелом персонаж Ико выглядит как-то непривычно для его амплуа, но при этом как всегда уверенно и зрелищно расправляется со своими оппонентами. Далее идет сцена, где ЦРУ поручает команде Барни Росса (Сталлоне) поймать этого преступника и выйти на его босса, а иначе некая группа негодяев развяжет войну между ядерными державами. Помимо глобальных мотивов команда получает и несколько личных, которые лучше не раскрывать. В целом, сюжет весьма простой и местами очень наивный, но свои небольшие повороты и неожиданные моменты в нем присутствуют. История в подобных произведениях не обязана быть сложной и проработанной, ведь тут главное колоритность персонажей и постановка боевых сцен. В этом аспекте фильм сохраняет свою старомодность в режиссуре, показывая драки и перестрелки с динамичной сменой планов, но при этом вырезая фрагменты так, чтобы все трюки, приемы и прочие элементы входили целиком, не создавая ощущения сумбура. Сама динамика эпизодов иногда напоминает проекты 80-90-х годов.

«НЕУ4ЕРЖИМЫЕ» – весьма зрелищное и местами очень изобретательное кино. Действия главных героев не всегда логичны, но практически всегда всё сделано в угоду зрелища. Например, солдат противника можно устранить по-тихому или взять мотоцикл и перестрелять их, нарезая круги вокруг, привлекая внимания остальных. Конечно же, Ли (Джейсон Стэйтем) выберет второе, чтобы зритель увидел интересную и захватывающую перестрелку с погоней. В кадре все время мелькают автоматы, пулеметы и различные виды гранатометов. Все это сочетается с погонями на различном транспорте и сопровождается мощными взрывами с кровавыми брызгами. К тому же каждое оружие, взрыв или удар очень смачно озвучены. После «Джона Уика», где оружие старается сохранять естественный звук, такое приукрашивание грохота кажется заметным, но хорошо дополняет манеру съемки в старом стиле. 

Единственное, что портит позитивное впечатления от боевых сцен – перестрелки с Мэган Фокс. К сожалению, она в этих эпизодах не выглядит естественно или хотя бы интересно, как это обычно бывает с подобными персонажами в боевиках. Например, в фильмах с Шарлиз Терон, Эмили Блант и Софией Бутелло героини весьма уверенно смотрятся в кадре с оружием, сохраняя некое изящество или экстравагантность. Также стоит отметить героя Кертиса Джексона, который большую часть времени выступает статистом, лишь изредка отпуская шуточки, но в целом он картину совсем не портит. В остальном же это старомодный боевик с парой хороших трюков, постоянными перестрелками и драками, где враги брутально теряют конечности. Стоит отметить интересные рукопашные схватки с персонажами Тони Джаа (Огн Бак), Ико Увайса (Рейд) и Джейсона Стэйтема – они показывают свое мастерство, мощно избивая оппонентов ножами, кастетами и всем, что попадется под руку, параллельно оставляя забавные комментарии. Немного странным кажется, что в фильме нет драки между Тони Джаа и Ико Увайсом, это было бы веьма приятное дополнение к общему зрелищу, но его и без этого хватает.  

«Неудержимые 4» – очень простой, но ладно скроенный боевик, удачно спекулирующий на ностальгии. Простой сюжет с читаемой интригой – лишь повод для режиссера и команды актеров показать в кадре множество выстрелов, взрывов и драк. Не ждите от этого фильма экшен-откровений и режиссерских находок уровня «Джона Уика» или первого «Тайлера Рейка» – это просто хорошее кино из 90-х без претензий на что-то большее.

7/10

Читайте также: Идеальная экранизация несуществующей экшен-игры — обзор фильма «Джон Уик 4».