В 2022 году на 16% увеличилось число запусков российских фильмов и сериалов в производство

В 2022 году на 16% увеличилось число запусков российских фильмов и сериалов в производство

Новости кинопроизводства

По сравнению с 2021 запускаемых в производство за год проектов стало почти на 125 больше:

  • в 2021-м – 733 проекта
  • в 2022-м – 856 проектов

Учитываются полнометражные фильмы, сериалы, мини-сериалы и телефильмы (без анимации, документальных фильмов и докудрам), вышедшие на активный пре-продакшн и/или готовящиеся к питчингам.

Росли все категории и подкатегории, кроме одной. Так число запусков 1-2-серийных телефильмов (1,5-часовые телемувики) сократилось с 43-х до 26-ти. Последние несколько лет они постепенно “поглощаются” более крупным форматом 4-серийных телефильмов / мини-сериалов длительностью 3 часа.

Рост числа запусков на рынке в целом отмечает и Татьяна Беличенко, генеральный директор «Агентства Стардаст»:

Объективно, и это подтверждает наша внутренняя статистика, – 2022 год по количеству контрактов и запущенных в производство проектов более результативный, чем 2021. Сериалов стабильно пишется больше, чем полных метров. Платформенные заказы опережают по количеству запросов телевизионные.

Продакшены

Общее количество активных продакшенов, снимающих игровые фильмы и сериалы, на рынке в 2022 изменилось незначительно. Сейчас это порядка 280-300 компаний (те, кто запустил хотя бы один проект, рассчитанный на прокат или продажу прав на ТВ/онлайн-показ, включая компании в регионах).

Из них:

  • продакшенов, снимающих для ТВ – порядка 100-110 компаний (включая продакшены в выросшем сегменте мини-сериалов)
  • продакшенов, снимающих для онлайна80-90 компаний

Около 30-35 компаний запускают проекты и для ТВ, и для онлайна. И эта граница постепенно стирается.

Динамика запусков

График с ежемесячным количеством запусков – это своеобразный барометр настроений и ожиданий продюсеров. Колебания которого зависят от появления возможностей для финансирования производства новых проектов. Разумеется, с поправкой на сезонность (проседания в январе, мае, осенью) и на особенности 2021, когда в начале года еще была "ковидная" депрессия.

Пиковые значения 2022 – август, сентябрь, октябрь – время подготовки к питчингам Фонда кино, запуски полных метров.

Показателен и некоторый пессимизм декабря 2022. По сравнению с декабрем 2021 не добрали порядка 20 запусков.

Гевонд Андреасян, продюсер Кинокомпании братьев Андреасян, связывает такие настроения в конце года с 2 причинами:

Во-первых, из-за фактора СВО по-прежнему сложно планировать что-либо на долгосрочную перспективу. Сейчас максимальный горизонт планирования – июнь 2023-го. Во-вторых, новый закон об ЛГБТ-пропаганде (прим. – принят как раз в декабре) из-за своей непонятности и размытых формулировок останавливает продюсеров в разработке новых проектов. В текущем виде под его действие попадает буквально все подряд. Закон нужно объяснить и уточнить, чтобы отрасль могла спокойно работать по новым правилам. 

ТВ & онлайн

В 2022 по числу запускаемых сериальных проектов и по объемам их экранного времени росли оба сегмента:

  • ТВ – на 14% (количество проектов) и 16% (экранное время)
  • онлайн – на 28% и 34% соответственно

В онлайн-сегменте учитываются также запуски большинства проектов Epic Media (мини-сериалы).

Еще в 2021 онлайн обогнал ТВ по количеству запускаемых сериалов 6+ серий. В 2022 отрыв увеличился (в т.ч. потому что онлайн-кинотеатры стали получать права на премьерный показ телесериалов до их ТВ-премьеры):

  • 145 проектов (онлайн) и 120 проектов (ТВ) в 2021
  • 175 проектов (онлайн) и 139 проектов (ТВ) в 2022

Но по экранному времени ТВ пока выигрывает за счет более длинных телевизионных форматов (18 серий в среднем против 9 серий у онлайн-форматов).

Запуски для ТВ

Одну из причин увеличения запусков проектов для телеканалов обозначила Ирина Смирнова, генеральный продюсер кинокомпании «РУССКОЕ»:

Рост происходит в том числе из-за отсутствия зарубежного контента в эфире, включая проекты украинского производства. Поэтому телеканалам, «Домашнему», например, пришлось срочно наращивать производство, чтобы наполнить сетку.

Действительно, по данным исследования Невафильм Research, в 2021 году доля сериалов, снятых украинскими кинокомпаниями либо совместно с ними, в эфире российских каналов составляла 18%.

Поэтому рост ТВ-сегмента можно назвать замещающим. Так в 2022 заметно увеличились запуски:

  • сезонов-продолжений сериалов (48% экранного времени всех запускаемых сериалов 6+ серий для ТВ, в 2021 был 41%) – чуть более простых в разработке и более надежных с точки зрения рейтингов, в отличие от новых наименований
  • мини-сериалов 3-4 серии – формат, который отвечает сразу нескольким запросам каналов по контенту (бюджет и скорость производства, возможность телесмотрения без привязки к "длинным" сериалам)

Перспективы запусков новых проектов для ТВ в дальнейшем будут сильно зависеть от состояния рекламного рынка:

Масса проектов не дойдет до зрителя по разным причинам. Если рынок не стабилизируется по рекламе, то будет просадка по количеству в следующем году. Если у телеканала на полке 100 тайтлов, которые не были показаны, а рекламный рынок не приносит доход, то вспомнят про библиотеку – 

отмечает Ирина Смирнова.

Здесь можно вспомнить опыт кризиса 2014-2016 годов, когда в 2015 сегмент "ТВ" рекламного рынка, по оценке АКАР, сократился на 20%. На kino-teatr.ru сейчас можно найти больше 40 проектов за 2015-2017 с отметками "не был завершен".

Запуски для онлайна

Платформы продолжают контентную экспансию и расширяют пул продакшенов. В 2021 сериалы 6+ серий для онлайна запускали 70 продакшенов, в 2022 – больше 80, включая:

  • Новые продакшены продюсеров, "отколовшихся" от крупных продакшенов
  • Продакшены, снимавшие раньше только полные метры
  • Продакшены, снимавшие раньше только проекты для ТВ
  • Рекламные продакшены с проектами, прошедшими этап разработки

Онлайн-кинотеатры увеличивают загрузку и тех продакшенов, с которыми уже работают. Они берут больше проектов в параллель. В 2021 на каждый продакшен, снимающий проекты для онлайна, в среднем приходилось 2 запуска, в 2022 уже 2,2.

Об этом, например, говорит Гевонд Андреасян:

Мы совместили в одном портфеле проекты с “быстрым” производством (“Бедный олигарх”, “Ресторан по понятиям”) и проекты-“долгострои” (“Чикатило”, “Манюня”), что позволило прийти к определенному балансу с точки зрения развития. 

И на вопрос про перспективы 2023 отвечает, что К.Б.А. планирует удержать годовой объем запусков – 20-25 проектов.

Полнометражные фильмы

Число запусков полных метров в 2022 выросло на 20 с небольшим проектов (с 263 до 295 учтенных) по сравнению с 2021. При том, что 2021 год показал высокую планку, включив в себя многие запуски, которые должны были случиться в 2020.

2022 можно назвать годом продолжений кинофраншиз. В запусках 2021 таких проектов было не больше 5, в 2022 их число приближается к 15 (средне- и крупнобюджетных). И это следствие сразу 2 кризисов проката - 2020 и 2022, потому что в разработке многие проекты были еще в 2021.

Запуски многих полнометражных картин по-прежнему напрямую зависят от господдержки, поэтому значительную роль сыграла новость октября 2022 об ее увеличении. Несмотря на то, что риски неокупаемости проектов из-за сократившегося проката выросли.

Как отмечает Ксения Леонтьева, доцентка СПбГИКиТ, исследовательница НИУ ВШЭ:

Кино всегда и везде это высокорисковый бизнес. Как показало недавно вышедшее исследование Невафильм Research «30 лет российской кинематографии. Финал» баланс отечественных крупнобюджетных блокбастеров (стоимость производства которых выше 300 млн руб.) очень волатилен: в 2018 году 3 таких картины едва вышли в ноль (оценивается разница кассовых сборов и бюджета, без учета доли кинотеатров и дистрибьюторов), в 2020-2021 годах баланс 9 и 7 крупнобюджетных российских фильмов был положительным с 1,6 млрд и 715 млн руб. соответственно; в то же время в 2019 году 12 фильмов ушли в совокупный минус на 3,5 млрд руб., а с января по август 2022-го шесть картин потеряли 1,4 млрд руб.

Т.е. для минимизации рисков неокупаемости у каждого продакшена должно быть несколько разнобюджетных релизов в год.

Перспективы проката и прокатного кино Ксения Леонтьева обозначает так:

В стране точно останутся муниципальные кинотеатры и те коммерческие залы, которые имеют обязательства перед Фондом кино (потому что получили их поддержку для модернизации оборудования): это четверть кинозалов страны (около 1400) и 60% кинотеатров (более 1200). Они дают не самые большие сборы. Сомневаюсь, что это позволит обеспечивать окупаемость всех снятых российских фильмов. Но вероятность, что 1% проектов, как и прежде, будут становиться событиями, безусловно есть.

Рейтинг жанров

По статистике «Агентства Стардаст» среднее количество проектов в год:

  • Драмы – 90
  • Комедии – 25-30 (меньше драм в 3 раза)
  • Детектив – 23-27
  • Исторические – 15
  • Мелодрамы – 10-12

Татьяна Беличенко также отмечает, что в 2022 стало больше жанровых историй (фэнтези, фантастика), больше детских фильмов и больше военного кино (о подвиге).

Статистика премьер по запускам 2021 и 2022

Поскольку кинопроизводство – процесс длительный, и далеко не все запущенные в производство проекты добираются до премьеры, посмотрим на "турнирную таблицу" соотношения запусков и их премьер. Сейчас есть данные по премьерам запусков 2021 и 2022.

Так, из проектов, запущенных в 2021, за 2 года (до 31 декабря 2022) на экраны вышло порядка 40% всех наименований.

  • Более простые и "быстрые" в производстве мини-сериалы и телефильмы для ТВ – запремьерились почти 80% проектов
  • Самый "тяжелый" тип проектов, полнометражные фильмы – на экраны сейчас вышло меньше 20% проектов

Интересно сравнить "большие" сериалы (6+ серий) за 2 года:

  • Проекты для ТВ (более длинные по сравнению с онлайном форматы) – запремьерились 23%
  • Проекты для онлайна – почти 50% всех запусков 2021 (цикл производства более короткий)

По запускам 2022, если сравнивать с 2021, ситуация немного другая. В год запуска запремьерились меньше 10% всех проектов. В 2021 было 13%, но тогда и контентный "голод" был острее после ковидной паузы.

Причем, в 2022 показатели премьер запусков меньше по всем типам проектов. Например, из мини-сериалов и телефильмов для ТВ в 2021 в год запуска вышло 28% проектов, в 2022 только 20%. Т.е. больше проектов остается "в запасе" на 2023, 2024 и далее.

Важно понимать, что на этапе разработки воронка проектов еще больше. По статистике, которую приводит Татьяна Беличенко:

В разработку и сценарное производство в среднем в год в Агентстве запускается плюс-минус 200 контрактов, 30% из них гарантированно уходят в съемочный цикл, примерно 20% замораживаются или расторгаются, порядка 15% переходят на следующий календарный год.

Проблема с кадрами

Дефицит профессионалов на кинорынке, возникший в 2020-2021 из-за активного роста производства для платформ (и усилившийся отъездом многих специалистов в 2022), остается актуальным и очень острым.

По словам Ирины Смирновой, увеличившееся количество проектов очень влияет на их качество:

Когда группа вынуждена снимать с колес, а девелопмент сценария быстрый, то качество не в приоритете. Группу набирают по принципу кто доступен. Получается, что продюсер вынужден брать людей не тех, кто подходит под проект и баланс "цена-качество" соблюден, а кто есть в наличии. Спросите любого исполнительного продюсера, что сейчас творится со ставками, когда люди друг у друга перекупают всех подряд, включая видео-инженеров. Ставки растут бешено, баланс спрос-предложение нарушен, ситуация нездоровая.  Если тренд на рост сохранится, тогда мы все счастливы, кроме того, что нам надо срочно растить кадры.

В свою очередь, Гевонд Андреасян выражает надежду, что в 2023 году

Рынок немного “успокоится” в плане “шальных” денег, которые сильно разгоняли спрос, особенно, на артистов.

Новости кинопроизводства


Запуски проектов считаются по базе данных телеграм-канала "Новости кинопроизводства" (покрытие 85-95% рынка, в зависимости от сегмента).

Под запуском, в большинстве случаев, имеется в виду выход на активный пре-продакшн (по полным метрам иногда сценарная разработка).

Report Page