Франшиза Fatal Frame про борьбу с призраками при помощи старинной камеры, отпразднует свое двадцатилетие 13 декабря — именно в этот день в 2001 году первая часть дебютировала на PlayStation 2. Незадолго до знаковой даты создатели выпустили на всех актуальных платформах ремастер пятой игры в основной линейке — PROJECT ZERO: MAIDEN OF BLACK WATER (Fatal Frame: Maiden of Black Water), которая изначально была эксклюзивом Wii U. Для фанатов серии, не имевших консоли Nintendo, пришло время наверстать упущенное.

История в Maiden of Black Water подается от лица трех персонажей. Первую героиню зовут Миу Хинасаки — она отправляется на поиски пропавшей матери Мику, знакомой поклонникам по первой Fatal Frame. Вторая девушка, Юри Кодзуката, помогает людям при помощи экстрасенсорных способностей и попутно ищет Хисоку Куросаву, спасшую её от самоубийства около обрыва. Игра также предлагает побыть в шкуре писателя мрачных рассказов Рена Ходзё, действующего в кооперации со своей ассистенткой Руи. Всех их объединяет таинственная гора Хиками, куда странные голоса завлекают людей во снах. Вам предстоит разобраться с загадочными похищениями в этом месте, а также попытаться понять подноготную мистической силы, контролирующей человеческое сознание.

Maiden of Black Water берет за основу структуру нарратива, известную по третьей части, где управление переключается между тремя героями, в зависимости от сюжетной главы. Вы вольны переигрывать пройденные эпизоды, находя секреты и подбирая пропущенные предметы. Хотя ужастик преимущественно линейный и держит в ежовых рукавицах, ограничивая список доступных для посещения мест, некоторая толика исследования здесь присутствует. Отклонившись с пути, можно найти не только полезные вещи — от линз камеры до расходников, — но и множественные записи о событиях очевидцев.

Кроме того, при отклонении от курса можно повстречать уникальных призраков. Например, на местном кладбище возле лесной опушки обитает гигантская женщина в белом, с которой стоит быть очень осторожным. Причем авторы здесь не отходят от тематики мифологии — прообразом стала ёкай Хассяку-сама, описываемая как изящная высокая дама в белых одеяниях и шляпе. Вся коллекция призраков с описаниями хранится в специальном разделе меню.

Три арки персонажей являются сквозными, так как тесно переплетены друг с другом, опираясь на центральную канву сюжета. Сама история рассказана достаточно увлекательно и напоминает своего рода детективный триллер, где вы соединяете одну зацепку за другой, следуя за разными очевидцами событий. Но авторы не выкидывают разом все карты на стол, и за плетущейся интригой всегда интересно следить, так как недосказанности оставляют маневр для предположений. К сожалению, здесь есть и недочет — множество интересных подробностей подаются конкретно в виде дневников, обнаруживаемых во время эксплоринга. Главным образом это стадии различных обрядов, пересказы легенд со слов потерпевших и мысли умерших относительно посещаемого места происшествия в последние моменты жизни. Не лишена игра и старой изюминки Fatal Frame — достаточно реалистичного отражения японских поверий на основе религиозных и мифологических источников. На этот раз в центре находится культ поклонения горе Бога солнца и связанных с ней священных ритуалов по упокоению душ, а также поддержание баланса черной воды из загробного мира, которая не должна попасть в мир живых. Вода является олицетворением жизни и смерти во многих смыслах в игре, что даже находит отражение в геймплее, но об этом позже.

Пятая часть Fatal Frame получилась самой обширной по части локаций игрой сериала — гора Хиками даже располагает общей картой для пущей ясности. Это целый комплекс зданий и сооружений — от антикварного кафе-магазина до храмов, горячего источника, озера усопших, необъятного леса и даже святыни кукол. Бэктрекинг для хоррора — неминуемая часть геймплея, но авторы постарались вносить разнообразие в обстановку. Поэтому даже если вы снова посещаете те же места, то порой это происходит по другому пути и с новыми преградами. Само повествование получилось достаточно цельным и не отпускает до самого конца, в отличие от сумбурной четвертой части франшизы с Wii, так и не покинувшей пределов Японии. Приготовьтесь к длительному путешествию — суммарно игра предлагает 16 глав, если учитывать пролог и интерлюдию. Четыре дополнительных эпизода посвящены Аянэ из Ninja Gaiden и Dead or Alive.

Геймплейно это, пожалуй, самая насыщенная игра, вобравшая лучшее от предыдущих “Фатальных cнимков”. Получение удовольствия здесь зиждется на понимании типа призрака и умения освоить управление. Медлительность героев, использующих древние камеры в качестве оружия для борьбы с потусторонними силами, компенсируется довольно крупным окном уклонения и россыпью вспомогательных механик. При столкновениях с врагами главный принцип остался тем же — необходимо навестись в область кадра и задать его положение одновременно, затрагивая силуэт призрака и максимальное количество витающих духовных частиц. Поглощенные частицы аккумулируются в виде шкалы, которую можно расходовать на применение линз и замедление привидений.