Недавно нам показали первый трейлер «Дюны» Дени Вильнева, где представлен первый взгляд на захватывающую картину новейшей кинематографической интерпретации легендарного научно-фантастического романа. Ролик получился не самым информативным — много песчаных дюн, мало истории.

Но поклонники «Дюны» найдут в трейлере много знакомых деталей и занятных моментов — в том числе небольшой отрывок одного из самых захватывающих моментов в книге. Все дело в этой коробке — той самой, в которую Тимоти Шаламе засовывает ладонь. И в том, что находится внутри.

Тест на человечность

Технически внутри коробки ничего нет. Когда Пол Атрейдес в исполнении Шаламе помещает в нее ладонь, это позволяет человеку, держащему ее — в данном случае преподобной матери Гае Хелен Мохиам (Шарлотта Рэмплинг) из Бене Гессерит, наблюдать за реакцией, когда коробка оказывает прямое влияния на нервные окончания, создавая ощущение невероятной боли.

В «Дюне» группа Бене Гессерит — древнее общество женщин, открыто посвятивших себя формированию судьбы человечества с помощью политической власти и евгеники. Они особенно заинтересованы в Поле, поскольку его существование подрывает их тысячелетний план по порождению собственного, подчиненного им мессии.

Гом джаббар?

В начале сюжета «Дюны» Преподобная Мать — своего рода Папа римский для Бене Гессерит — посещает дом Атрейдесов, чтобы оценить характер Пола.

Делает она это через тест на человечность Бене Гессерит. К шее Пола женщина прикладывает ритуальную отравленную булавку, называемую гом джаббар, а затем приказывает ему поместить в коробку ладонь. Если он вытащит ее раньше времени, она уколет иглой и Пол умрет. Чтобы выжить, он должен сопротивляться животному инстинкту и желанию убежать, насколько бы сильной ни была боль. Идея заключается в том, чтобы понять, сможет ли разум Пола победить его фундаментальные инстинкты.

Таким образом, внутри коробки находится только одна вещь: БОЛЬ.

Во время теста Пол отчетливо ощущает, как горит его плоть, а конечность превращается в обугленные кости. Но лучше потерять руку, чем жизнь. Поэтому он повторяет успокаивающую мантру, которую узнал от своей матери, опального адепта Бене Гессерит. Эта мантра, «Литания против страха» — самое известное словосочетание в «Дюне», поэтому нет ничего удивительного, что его выделяют в трейлере и голосе Шаламе. Вот эти слова:

Я не боюсь, я не должен бояться.
Ибо страх убивает разум.
Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я встречу свой страх и приму его.
Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня.
И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь;
И там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам.

В книге Пол держит руку в коробке до тех пор, пока не иссякнет энергия Преподобной Матери. Она дает ему понять, что он продержался дольше остальных, кто проходил тест, поскольку «Дюна» стремится к тому, чтобы мы знали, что Пол всегда был особенным. И когда она, наконец, позволяет ему вынуть руку из коробки, оказывается, что все хорошо! Боль была иллюзией. Какая веселая игра для подростка…

Страх убивает разум

Но данная сцена — не просто запоминающийся эпизод, связанный с пытками подростка. Она объединяет в одну несколько самых важных тем «Дюны». Идея Бене Гессерит заключается в том, как крошечные коррективы могут повлиять на макро-события. Если субъект сможет распознать эти неуловимые петли, разобраться в их потенциальных направлениях и предпринять мгновенные действия, то сможет сознательно изменить ход истории. Но, безусловно, он должен уметь отбрасывать свои краткосрочные инстинкты — к примеру, бегство от боли — в пользу более долгосрочных задач — например, остаться в живых.

«Дюна» — каталог таких петель. Небольшие личные решения — одни из логики, другие — из любви — превратились в снежный ком, который привел к грандиозным изменениям в истории человечества.